Главная » Дороги, которые они выбрали

Эксклюзив

21.08.2018

Дороги, которые они выбрали

В ту недавнюю пору, когда шумели выпускные вечера и молодое поколение вступало во взрослую жизнь, состоялась встреча умудренных жизненным опытом людей, чей выпускной в школе № 41 прошел 50 лет назад. У некоторых из них за плечами довольно интересная судьба. Хочу познакомить наших читателей с еще двумя представителями того выпуска.

Анатолий Сизов

Закончил в 1974 году физический факультет МГУ по специализации физика элементарных частиц. Но по полученной специальности работать не пришлось. В то время полным ходом шла подготовка к совместному советско-американскому космическому полету по программе «Союз-Аполлон» (он состоялся 15 июля 1975 года). Представители космической отрасли ездили по ведущим вузам страны и отбирали перспективных молодых специалистов для участия в этой программе. Пригласили в нее и Анатолия Сизова. Он стал сотрудником Баллистического  центра, являющегося подразделением Центра управления полетами в городе Королеве.

- Вся моя работа, - рассказывает Анатолий, - связана с вычислениями и вычислительной техникой. Мы начинали еще на наших отечественных БЭСМ-6 (большая электронно-счетная машина). Сейчас работаем на персональных компьютерах, рабочих станциях и серверах ведущих фирм-производителей. Операционные системы – тоже лучших мировых брендов. Но специальное программное обеспечение, с помощью которого ведутся расчеты, передача и обмен информацией – это наши Цуповские разработки, во многом уникальные.

Сейчас я работаю начальником лаборатории. Мы обеспечиваем баллистическими расчетами российский сегмент международной космической станции. Рассчитываем все этапы полетов к ней кораблей «Союз» с космонавтами и грузовиков «Прогресс»: точное время старта, моменты включения двигателей для коррекции орбиты, сближения и стыковки, а также спуска и посадки.

Непосредственно я занимаюсь программным обеспечением приема и обработки траекторной информации (дальность до объекта, скорость его движения, направление на объект), получаемой с наземных пунктов слежения.  Она поступает в виде локационных данных. Ее нужно собрать, очистить, посчитать ошибки, определить точность, погрешности и так далее. Затем по этим данным рассчитывается орбита станции и кораблей, делается ее прогноз на следующий виток. Специалисты-баллистики других подразделений рассчитывают маневры на орбите, параметры спуска на Землю: чтобы спускаемый аппарат попал в заданный район, нужно правильно рассчитать время и продолжительность включения двигателей.

Работа, конечно, ответственная, но я к ней уже как-то привык. Кстати, одно из школьных воспоминаний связано тоже, можно сказать,  с математическими расчетами. В школьной мастерской сделали из дерева большой макет логарифмической линейки, и группе ребят из нашего класса, в которой, насколько помнится,  кроме меня, были Володя Конев, Женя Васинов, Саша Карабаев, Саша Орлов, поручили его раскрасить и точно нарисовать все деления, как на настоящей линейке. Очень кропотливая была работа, пришлось с ней повозиться. Но трудолюбия и желания узнавать новое, которые привили нам наши незабвенные учителя: Полина Николаевна Мухина, Дарья Филипповна Дьяченко, Зинаида Ивановна Воробьева, Тамила Федоровна Заичкина, Галина Николаевна Харламова, Татьяна Петровна Соколова и, конечно, наш неповторимый и непревзойденный директор Анатолий Тихонович Терешко – хватило и еще хватит на долгие годы жизни…

Татьяна Истомина (Заика)

Она хотела стать журналистом – отстаивать правду, помогать людям. Но при поступлении на журфак требовались работы, опубликованные в СМИ. А в закрытом Свердловске-44 в начале 70-х своей газеты еще не было. И поступила Татьяна в педагогический, и получила диплом учителя русского языка и литературы. Во время учебы вышла замуж за студента-юриста, и после того, как они окончили институты, по его распределению молодая семья уехала в Североморск.

К тому времени у них родилась дочка. Муж работал следователем, а для Татьяны учительского места не было (это проблема – у всех военных жены, как правило, медики или учителя). И ей предложили должность инспектора по делам несовершеннолетних, которое как раз предполагало наличие педагогического образования. Татьяна согласилась и погрузилась в проблемы неблагополучных детей и семей.

В Североморске Истомины прожили 11 лет, у них родился второй ребенок. Служба у обоих родителей была связана с частыми дежурствами, нередко вызывали на работу в любое время суток. Растить двоих детей в таких условиях было непросто. И, когда предоставилась возможность, Истомины перебрались в Мурманск. В областном центре Татьяна продолжила службу начальником отделения кадров Управления внутренних дел. Работа эта не была сугубо кабинетной. В картотеке отделения числились 560 человек. Регулярно проводились проверки несения службы. Кроме того, на любое ЧП по личному составу вместе с другими руководителями всегда вызывали начальника отделения кадров, которая поднимала личные дела милиционеров и готовила справки.

Несколько лет спустя в Мурманске открылось заочное отделение ленинградского юридического университета МВД, и Татьяна перешла туда на должность старшего преподавателя. Проработала там еще несколько лет, и в 1997 году вышла на пенсию в должности подполковника милиции.

Завершив службу, Истомины переехали в Москву. Татьяна закончила курсы при духовной семинарии в Сергиевом Посаде и 12 лет проработала директором воскресной школы в Люберцах, в Подмосковье. Осенью прошлого года она оставила директорскую должность и сейчас работает катехизатором в храме недалеко от дома.

- Моя обязанность заключается в следующем: поговорить с человеком, зашедшим в храм так, чтобы он захотел прийти еще раз, - объясняет Татьяна. - То есть я должна приобщать людей к каким-то началам религии, веры. Вот я и беседую с ними. А люди приходят в храм чаще всего с бедой, нередко – со слезами на глазах. Приходится выслушивать их истории, как-то утешать. Это и называется катехизацией. Вот как я хотела в юности быть журналистом, хотела помогать людям, так в жизни и получилось. Мне пришлось всё время работать  с людьми, и сейчас продолжаю этим заниматься.

Когда я приезжаю в Новоуральск, очень остро ощущаю, что нам дали школа и город. Они дали нам правильный жизненный заряд. Я очень хочу поблагодарить их за это. Они определили всю нашу дальнейшую жизнь.

Воспоминания выслушал Владимир ПАВЛОВ

 
 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

← список

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.