Главная » Светом сделала пустыню

Культура

12.07.2018

Светом сделала пустыню

С профессиональным праздником 11 июля поздравляют художников по свету - людей, которые идею постановки передают через светоцветовое решение.

 Профессия театрального осветителя появилась ещё во времена Шекспира. Тогда специальные слуги следили, чтобы свечи по ходу спектакля не гасли. В прежние века сценическим светом осветители управляли вручную, находясь в разных концах театра. В современном же театре светом управляют при помощи компьютерных программ из одного специального помещения.

Художник по свету помогает создать необходимый эмоциональный настрой, он работает в тесном сотрудничестве с режиссёром-постановщиком, разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.

Ошибся осветитель – и спектакль уже не тот. Если, например, вместо одного фонаря включатся все, поменяется образ спектакля. Прожектор не туда выехал – сбился актёр. Какую-то реплику актёр может произнести секундами раньше или позже запланированного, поэтому, какой бы умной техникой ни пользовался осветитель, всё зависит только от него.

В нашей стране художники по свету – специалисты редкие, спрос на них превышает предложение.

Художник по свету должен обладать хорошими организаторскими способностями, быть внимательным к деталям, иметь художественный вкус и выверенное чувство света. Кроме того, нужно знать режиссуру и сценографию, физику и оптику.

 В Театре музыки, драмы и комедии есть целый осветительный цех. Среди сотрудников – Ирина Евстифеева. С ней мы и сделали небольшое интервью.

– В театр, – говорит Ирина Владимировна, – пришла в 2010 году. Вообще ничего не знала, начинала с нуля. Училась разводить свет. На каждый спектакль свет разводится по-своему. Всему надо было научиться. Первый год работы был очень тяжёлым. Меня учил Юрий Иванович Сандаков. Тогда он был начальником цеха. Благодаря ему полюбила эту профессию всем сердцем. В 2012 году, в декабре, меня отправили на учёбу в Москву, в Высшую школу сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина). Там я набиралась опыта, повышала квалификацию. Спасибо Максиму Николаевичу Секачёву за это. Было очень интересно. Много знаний почерпнула.

– Ирина Владимировна, расскажите об особенностях профессии.

– Например, когда ставили «Шахерезаду», режиссёр сказал во втором акте сделать пустыню, и чтобы она была очень жаркой. Я залезла в Интернет, нашла картинку и по ней светом сделала на сцене пустыню, очень жаркую. Это восточная сказка, и она должна быть яркой. Опять же если будет чересчур ярко, это плохо. Надо золотую середину найти. Много нюансов. Начинается музыкальный номер, надо поменять свет, закончился – вернуть тот, который был. Работаем совместно. Я должна слышать музыку, актёров.

– Что самое интересное?

– Когда ставишь спектакль. Рождается что-то новое.

– А самое тяжёлое?

– И это самое тяжёлое. Иногда приходится ночами сидеть.

– С какими трудностями сталкиваются художники по свету? Какие проблемы стоят перед профессией?

– Самая большая проблема – нехватка какого-то света, оборудования.

– Ирина Владимировна, вы критически относитесь к своим работам?

– Конечно.

– На что ориентируетесь?

– На то, как изначально был поставлен свет.

– Над какими постановками работали? Какая запомнилась больше других?

– «Баядера», «Три китайца», «Сорочинская ярмарка», «Последний секрет Шахерезады». «Шахерезада» запомнилась больше всех.

– А первый спектакль?

– «Евгений Онегин». Он проходил в фойе. Режиссёр поставил задачу: зритель должен раствориться в атмосфере, в которой происходит действие. В общем-то, мы всё сделали. Было интересно и страшно. Юрий Иванович мне помогал.

– Сколько времени уходит на подготовку спектакля с точки зрения светового оформления?

– Нам дают дней пять, а сейчас – ещё меньше. Ночами сидим.

– Не боитесь экспериментировать?

– Экспериментировать люблю. В «Сорочинской ярмарке», например, есть картина ночи Ивана Купалы. Она тёмная сама по себе. Когда девчонки поют, их плохо видно. Я добавила немного розового – и всё супер получилось.

– Все ли задумки удавалось осуществить?

– В общем, да.

Екатерина ГИЛЯЗОВА, фото Алисы Арчер

 
 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

← список

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.