Главная » Приключения бюджетных туристов в Грузии

Путешествия

21.06.2018

Приключения бюджетных туристов в Грузии

Хватаю свободные минутки в руки, собираюсь с мыслями… И с огромным удовольствием снова пишу в газету. Необыкновенное чувство, волнительное и, кажется, очень далёкое…

Работа на заводе – это некоторое заточение в строгие рамки, поэтому каждый отпуск воспринимается как лакомый и долгожданный кусок свободы. Сегодня я расскажу о нашем осеннем путешествии в Грузию.

Тем, кто следит за моими рассказами о путешествиях, известно, что одна за пределы матушки России я не езжу: у меня есть постоянный и незаменимый спутник, надёжный друг, с которым не страшны никакие приключения. Именно он планирует поездки, ищет выгодные варианты для сумасшедшей молодой парочки туристов. Изначально мы с моим другом-путешественником должны были отправиться в Кисловодск. Почему вдруг Кисловодск? Потому что мы бюджетные туристы и цепляемся на крючки всяческих акций. А тут прошлым летом РЖД выдали акцию - 100 рублей за проезд в купе в несколько направлений. Кисловодск - одно из них, и ухватить купейные места за сотку было, мягко говоря, трудновато, но всё-таки с некоторыми усилиями у нас на руках были билетики в разных купе на верхних полках. Два дня пути. Выезд – 6 октября. Написано заявление на отпуск, подписано генеральным директором. Всё идёт по плану. Мне абсолютно всё равно, куда ехать, я обожаю поезда. Но мой спутник ближе к отъезду замялся: может, в Грузию? На самолёте, без потери времени? Там и потеплее, и поинтересней...

-Хорошо! Грузия так Грузия! Пропали наши билеты на поезд, куплены новые – на самолёт.

Батуми и окрестности

По сложившейся привычке поехали дикарями. Первая остановка – Батуми.

Теперь хитрость жизни для тех, кто любит путешествовать самостоятельно, но считает, что в отелях жить дороговато, а в хостеле селиться, как студент, не хочется. Есть такое приложение в смартфоне - airnbnb. Оно предназначено для того, чтобы снимать жильё во время путешествий. Это обычные квартирки, в которых можно самим готовить что хочешь и жить как дома, но не забывая о том, что всё же в гостях. Забронировать квартиру можно в любом городе нашей планеты, а расплачиваться очень просто - картой, не тратя времени на переводы в необходимую валюту.

В общем, так и нашлась девушка Манана с уютной квартиркой в центре Батуми. Проведя там четыре ночи, мы отдали хозяйке 7000 рублей (на двоих), при этом у нас было всё, что нужно для проживания: мягкая постелька (целых две!), всё для комфортного принятия душа, необходимая посуда для самостоятельного приготовления пищи, стиральная машина, телевизор с интересными каналами.

Манана хорошо нас встретила, с ней было интересно пообщаться. В холодильнике презентом она оставила нам домашнее грузинское вино. Чуть позже я поняла, что гостеприимство, искренность, открытость и готовность помочь - это отличительные и безумно приятные черты грузин.

Мы прилетели в Батуми днём, поэтому, сбросив рюкзаки, сразу отправились изучать новый город, тёплый и солнечный в тот день.

Деньги мы поменяли ещё в аэропорту.

Валюта Грузии - лари. Один лари стоил в октябре 2017 года примерно 25 рублей. Копейки называются тетри.

Где прогуляться в первую очередь? Конечно, на набережной! Набережная Батуми по-своему прекрасна и, как во всех городах-курортах, щедро украшена арт-объектами и креативными зданиями.

Самая популярная композиция - статуя любви. Есть такая история о грузинской девушке Нино и азербайджанском парне Али, которые кроме разных национальностей были еще и разного вероисповедания. Естественно, их семьи не принимали такого союза. На протяжении всей своей жизни Али и Нино старались быть вместе, преодолевая все преграды, сливаясь в единое целое, а потом расстались навсегда. Всю эту жизненную трагедию передают их железные образы всего за 10 минут: не соприкасаясь, фигуры влюбленных приближаются и отдаляются друг от друга. Выглядит умопомрачающе!

На следующий день мы запланировали поехать в один из грузинских курортов - Уреки. Обещали ясную погоду, поэтому решили встать пораньше.

До автовокзала от нашей квартирки рукой подать - оттуда идут маршрутки в любую точку Грузии. Автовокзал - довольно мрачноватое место с не очень приятными людьми, в основном тут ошиваются попрошайки. Грузинские попрошайки раздражают тем, что очень жалобно что-то просят, иногда предлагают что-нибудь взамен (чёрные мужские носки на дорожку), иногда проникают прямо в транспорт в период ожидания (а ожидание может быть 30-40-60 минут, поскольку чёткого расписания маршруток обычно нет и транспорт отправляется как только заполнится), смотрят на тебя, подходят вплотную... И волей-неволей хочется отдать редкую монету из кармана. Поначалу я направо и налево раздавала свои кровные лари, пока не сообразила, что отдых только начинается, а отпускной бюджет стремительно пустеет. Тем временем сопереживающие граждане (в основном свои, грузины) всегда подавали просящему. Может, с нами что-то не так?

Садимся в маршрутку по направлению (либо в Поти, либо в Тбилиси, либо в Кутаиси) и просим остановиться в посёлке Уреки (до него полтора часа тряски, зато красивые виды из окна). Уреки отличается тем, что пляж там не галечный, как в Батуми, а песчаный. Песок чёрного цвета. Говорят, он обладает целебными свойствами, до 70% намагничен, и от этого пляж называется "Магнетити". Песок появился в Уреки столетними усилиями двух рек, которые принесли его с гор, а две другие реки, расположенные по краям посёлка, не давали морю разнести его по всему черноморскому побережью. Пляж растягивается на пять километров, а его пески нагреваются очень быстро. Помню, какие жаркие танцы я танцевала там после каждого купания, перебирая ножонками с невиданной мне ранее скоростью.

Купаться в тот день осмелилось мало людей: только я, рядом сидящая парочка и какая-то семейка вдалеке.

Полюбовались морем, увидели дельфина, порадовались за нас, таких счастливых, собрали вещички и поехали в крепость Петра, это в обратную сторону, ближе к Батуми, в посёлке Цихисдзири.

Путь к крепости странный: вход ограждён забором, поэтому мы искали всякие лазейки и тропы. Как и все туристы.

Из истории и легенд известно, что город-крепость Петра был основан в VI веке византийским императором Юстинианом I. Именно здесь проходил торговый путь, связывающий Персию, Армению и Византию с Западной Грузией, а у берега осуществлялись морские перевозки. Рельеф местности позволил построить центральную часть крепости на высокой отвесной скале, что делало её абсолютно недоступной с моря. Со стороны суши надёжной защитой служили небольшие скалы и крепкая каменная ограда. Именно отсюда пошло название "Петра", что в переводе с греческого обозначает "камень, скала" (так что Петя тут ни при чём). Сейчас это руины, по которым приятно побродить.

В Батуми мы многое успели: погулять по городу, любуясь скульптурами, поесть местной еды, помокнуть под дождём, сделать выводы...

Один из них очень важен. Нужно намотать на свой отсутствующий ус: когда отправляешься в путешествие, ни в коем случае не надевай новую обувь, даже если это самые удобнейшие и красивые, на первый взгляд, кеды. На третий день своего отдыха я превратилась в хромоножку из-за страшной мозоли, которую натёрла в процессе наших длительных пеших походов. Это не только боль, но и потеря времени из-за низкой скорости передвижения. Терпела - ничего больше не оставалось.

Гуляя вечером, мы ежедневно посещали танцующие фонтаны. Шоу фонтанов в Батуми начинается в 21.00 и заканчивается в полночь. Приятная музыка (не только классика, но и танцевальные хиты, под которые можно подрыгаться) отлично управляет игрой воды и лазерным шоу.

Октябрьская Аджария - это преимущественно солнце с маленькими капризиками. Пока Батуми капризничало, мы времени не теряли - сели в маршрутку и поехали любоваться на горы. Самое подходящее для этого место - посёлок Хуло. Путь до него от Батуми долгий (примерно 90 км мы преодолевали за два часа), дорога выматывающая, серпантинная, с остановками. Тут хочется отметить, что часто нам встречались именно бесплатные общественные туалеты. Как туристам в незнакомой стране нам тогда это казалось очень важным.

Хуло состоит из крутых спусков и подъемов, малоэтажных домиков и узких проезжих частей. Население здесь примерно 1000 человек, но несмотря на это, имеется небольшой драматический театр, маленький парк с хвойными деревцами, хостел, церковь и краеведческий музей. Приятно радовало в Грузии и то, что в каждом парке, сквере, на пляже, в людном месте имеется фонтанчик для питья воды. Не раз нас выручал!

Главное развлечение в Хуло – поездка по канатной дороге до соседнего села Таго. Довольно страшноватый путь над рекой и верхушками деревьев. Наш путь до села составлял около 5 минут. Если идти вброд по горам, то можно затеряться на пару часиков - 6 километров с преодолением речки и подъемом по извилистой тропе. В Таго можно подышать свежим горным воздухом, полежать на лужайке, наполненной ароматами трав.

Кутаиси

Начались дожди, и надо было срочно менять место дислокации. Настала пора насыщать наш планируемый маршрут Батуми-Кутаиси-Чиатура-Боржоми-Тбилиси. Всё как и планировали: 11 октября покидаем дождливую Аджарию, двигаемся на запад. Маршрутка. Ехать 150 км. Три часа примерно.

По приезде первым делом мы заселились в хостел (забронировали заранее на «Букинге»). Мы расположились почти в центре, поэтому самые интересные места для посещения нам снова были доступны.

Кутаиси - город красивый, похож на европейский. Тут встречается много иностранцев. Один любезнейший заметил, что у меня распахнут рюкзак, догнал и сказал на английском, что мне необходимо устранить эту оплошность. Потом я его догоняла и благодарила. Оба улыбались как идиоты.

Вообще, здесь народ не скупится на любезности.

Во время прогулки мы наткнулись на канатную дорогу. Кабинка привезла нас в парк имени Габашвили и благополучно уехала, так и не вернувшись. Мы остались сами по себе в каком-то замороженном советском старом и страшном парке аттракционов. Тут пахло заброшками и безжизненностью. Мне казалось, что вот-вот из-за кустов выйдет клоун из фильмов ужасов и громко захохочет в наши растерянные туристские лица. Поскольку канатная кабинка за нами так и не приехала даже после часовой прогулки, мы стали искать выход из парка - пошли по лесной тропке вниз, любуясь природой.

В Кутаиси есть площадь Давида Строителя. До 1924 года на этом месте стоял собор Александра Невского. В 20-е годы храм снесли, а в центре площади поставили статую Ленина, позже замененную на статую Сталина. В 1956 году со Сталиным случилась та же жесть, что и с собором и Лениным. После обретения Грузией независимости здесь появилась конная статуя царя Давида, а в 2012 году — Колхидский фонтан с бронзовыми конями, баранами, оленями и прочей странной каменной живностью.

Вечером я пошла в храм. В Кутаиси они закрываются чуть позже, чем у нас. Грузия - православная страна. Однако церкви выглядят немного иначе, нечасто у них встречаются золотые купола почему-то.

Итак, я отправилась в храм Баграта (Успения Пресвятой Богородицы). Именно здесь был коронован 16-летний Давид, будущий великий царь Грузии - Давид Строитель. Впоследствии храм Баграта очень сильно пострадал во время нашествия турок и с 1691 года в течение трех веков стоял полуразрушенным. С 1974 года храм внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Захожу внутрь. Прихожанка, попавшаяся навстречу, говорит на русском:

- Идите скорее, храм сейчас закроется!

Я неуверенно шагаю вперёд. Не разобравшись, как тут приобрести свечи, я стремлюсь к иконам. Внутри - та же обстановка, как в храме, в который я привыкла ходить. Радуюсь тому, что нахожусь в знакомой мне атмосфере. Батюшка суетится, говорит что-то на своём грузинском, видимо, уже спешит домой. Я торопливо прикасаюсь к иконе Богородицы, немного молюсь, убегаю. Тут же за мной закрывается дверь. Батюшка и его помощница о чём-то громко беседуют и уходят. Я была последним посетителем в тот день. Не внёсшим пожертвований. Не купившим свечей. Шла потом и думала, поможет ли нам Бог завершить наше путешествие? Не вляпаемся ли мы в какое-нибудь приключение?..