Главная » «Дороги трудны, но хуже без дорог»…

Путешествия

21.08.2018

«Дороги трудны, но хуже без дорог»…

Ежегодно, как только устанавливается хорошая летняя погода, меня начинает «колбасить» от предвкушения дальней дороги. 

Пермская трасса

Что может быть лучше прекрасного летнего утра, высокого синего неба с редкими облачками и надвигающихся на тебя изумительных по красоте пейзажей твоей Родины! Убегает под колеса серая лента дороги, врывается в приоткрытые окна освежающий ветерок и доносит чарующие запахи разнотравья. Рядом - родная и любимая спутница жизни, на заднем сиденье – привыкшая к автомобилю собака. Детки выросли и разъехались, и мы отправляемся в автопутешествие втроем.

По традиции наш маршрут на большую дорогу (Пермскую трассу) проложен через Билимбай и село Первомайское. Но прежде, выехав из города, заскакиваем на несколько минут в Калиново, чтобы искупаться.  В нашем ежегодном турне (до Нижнего Новгорода) запланировано несколько стоянок для купания. В следующий раз мы поплаваем лишь во второй половине дня в Воткинском водохранилище (сразу же после города Чайковский, за плотиной Воткинской ГЭС). 

На Пермской трассе вливаемся в плотный поток машин. Трасса Р242 (Пермь- Екатеринбург) - довольно узкая и напряженная магистраль, мало соответствующая представлениям о безмятежном путешествии. Об имевших место смертельных ДТП предупреждают большие щиты. Хотя избежать прямых столкновений помогло бы не размещение ярких и красочных напоминаний, а строительство новой автодороги, которая развела бы, разделила встречные потоки. 

Состояние трассы – неплохое. А я еще застал времена, когда дорога (грунтовка!) заходила в небольшой и очень живописный городок Суксун. Я помню забастовки дальнобоев в районе Суксуна, собственное многочасовое стояние в пробке в окружении ревущих и фырчащих тогда еще «КАМАЗов».  Дым, пыль, духота… К слову, до сих пор в нашей семейной терминологии все фуры – это «КАМАЗы», хотя давненько я не встречал на федеральных магистралях этих отечественных трудяг. Всё больше - иномарки.

Медовая столица Прикамья

И все же, несмотря на вполне приемлемое состояние дорожного полотна, мы, как и в былые годы, планировали свернуть с федеральной трассы налево, на юг. Вопрос лишь в том, куда сворачивать: на Орду, Чернушку, Куеду и дальше на Чайковский? Или же уйти на развязку чуть подальше: на Осу (и вновь - на Чайковский)?  Помимо сокращения общего маршрута на сотню-полторы километров, эти дорожки еще и практически свободны от фур. Да и легковушек встречается немного. Простор. Дороги сейчас везде одинаково неплохие, состояние полотна позволяет без напряга держать около ста км в час без резких торможений и лавирования. И вновь вспоминаю совершенно убитые на этих направлениях дороги десяти-пятнадцатилетней давности.

Выбираем второй вариант. Дело в том, что если свернуть на Осу, то через какое-то время дорога пойдет вдоль Камы, а точнее – Воткинского водохранилища. Помимо прекрасных видов, эта дорога примечательна тем, что идет она через село Крюково. Вот не знаю, где в Пермском крае находится медовая столица, и есть ли она вообще.  С нашей точки зрения, на столь почетное звание вполне может претендовать данное селение. Мед мы уже несколько раз там покупали.

Такое впечатление, что торгует медом и его производными всё село, но мы традиционно берем у одного местного жителя. Дядечка всю жизнь проработал пасечником в колхозе, а после развала стал держать свою пасеку. Но главное, он не стесняется оставлять свою визиточку. А визитка, то есть личные данные, это не только напоминание о вероятном поставщике в будущем, это еще и готовность нести ответственность за качество меда. Мед продается в пластиковых ведерках, вес 1,47 кг. Стоит эта красота – шестьсот рублей, то есть килограмм меда стоит чуток дороже четырехсот рублей.  Цена вполне приемлемая.  

Чайковский

Дальше наш путь лежит в город Чайковский. Вопреки общепринятому мнению, великий русский композитор никогда не проживал в этом городе, поскольку такого города во времена Петра Ильича попросту не существовало.

Свою историю он ведет с начала строительства Воткинской ГЭС, с середины 50-х годов прошлого века. По сути, это был рабочий поселок для энергетиков и других специалистов, обслуживающих гидроэлектростанцию. Почему такое название? Говорят, что назвать так новый городок решили потому, что Петр Ильич родился поблизости, всего в 37 километрах отсюда, в городе Воткинск. Сейчас в Чайковском проживает около 85 тысяч жителей, то есть город вполне сопоставим с нашим. Он очень зеленый, чистый и оставляет приятное впечатление.  Город практически с трех сторон окружен водой: река Кама, Воткинское водохранилище и река Сайгатка.

Мы минуем Чайковский по окраине, и теперь наш путь лежит по дамбе и плотине Воткинской ГЭС. Нравится мне проезд по этой плотине. Справа – широчайшее водное зеркало с дебаркадерами, баржами и круизными теплоходами, слева – сооружение гидроэлектростанции, ажурная паутина электропроводов и двухниточный судоходный шлюз, по которому суда могут следовать вверх и вниз по Каме одновременно. Сразу же за плотиной начинается Удмуртия, а мы сворачиваем направо, чтобы немного отдохнуть, попить кофейку и искупаться в Воткинском водохранилище. 

Придорожная гостиница

Теперь наш путь лежит на Воткинск, Ижевск, Агрыз, Можгу… Впрочем, Удмуртскую республику мы проходим транзитом. Как только пересекаем границу Татарстана, дорожки становятся отменными. Однако близится вечер, и пора подыскивать ночлег.

Каждый раз мы стараемся переночевать в какой-нибудь новой гостинице. На этот раз мы выбираем в качестве привала симпатичную придорожную гостиницу под названием «Чибис» («У дороги чибис…», помните детскую песенку?). Гостиничный комплекс расположен на самом выезде из древнего с богатой и интересной историей города Мамадыш (в летописях упоминается, начиная с 1151 года) на федеральную трассу М-7. Позади осталось около девятисот километров дневного перегона.

Проблема владельцев всех гостиниц состоит в том, что денег на возведение  корпуса хватило, а вот на то, чтобы заасфальтировать прилегающую территорию – нет. Вот и съезжаешь с отличной асфальтированной трассы на ухабистую, пыльную, кое-как покрытую железобетонными плитам площадь перед гостиничным комплексом.

Впрочем, это временное неудобство искупается доброжелательным отношением персонала гостиниц и вполне приемлемыми ценами. Так, в «Чибисе» нам предложили двухкомнатный «люкс» (душ,  туалетные принадлежности, туалет, двуспальная кровать, односпальная кушетка во второй комнате, телевизор и кондиционер) за 2100 рублей. Кафе – круглосуточное, цены - тоже вполне щадящие, но главное – всё очень вкусно.  В некоторых гостиницах в стоимость номера входит и завтрак (как правило, яичница и кофе с булочкой).

Тут надо заметить, что организация дорожного питания нашла свою нишу и вполне успешно встроилась в общую придорожную индустрию. Мы уже давненько не берем с собой никаких куриц, вареных яиц, малосольных огурцов, колбас, термосов и прочих непременных атрибутов автопутешествий десяти-двадцатилетней давности. Только свежие фрукты, конфеты и кофе. В этот раз мы взяли в дорогу пятилитровое ведерко клубники, которое как раз и осилили к Нижнему Норвгороду. На обратной дороге хрумкали свежими яблочками. Остальное горячее питание (завтрак, обед, ужин) – только в придорожном кафе.

Поскольку мы путешествуем с собакой, то уже давненько радует отношение персонала гостиниц к домашним питомцам. Никаких запретов на нахождении собаки в гостиничном номере. Чаще всего, собачку на руках у супруги просто не замечают.

Дело тут, скорее всего, в том, что гостиницы борются за своего клиента. Дальнобои, остановившиеся на ночевку, в лучшем случае, перекусят в кафе да ополоснутся  в платном душе. А ночевать в любом случае устроятся в своей, весьма комфортабельной кабине. Так что основные клиенты придорожных гостиниц – это автотуристы на легковушках. Кстати,  я ни разу не замечал, чтобы гостиницы были переполнены. Но даже если и окажется, что свободных номеров в данном мотеле нет,  то поблизости обязательно найдется другой. Со свободными номерами, упредительным персоналом и отлично приготовленными блюдами в кафе.

Второй день

А наутро - вновь убегающая под колеса серая лента, высокое безоблачное небо, наплывающие на тебя бескрайние просторы и предвкушение прекрасного дня. Впереди – Казань, которую мы объезжаем по кольцевой.

В каждое наше автопутешествие сразу же после Казани мы сворачивали с трассы М-7 на берег  Волги, чтобы немного отдохнуть, искупаться и попить чайку. Останавливались аккурат напротив видневшихся на противоположном берегу белокаменных церквей, колоколен и прочих культовых сооружений. Позже мы, конечно же, узнали, что река, на берегу которой мы находили привал,  – не Волга, а Свияга. А видневшаяся вдалеке россыпь древних белокаменных строений – это город-остров Свияжск.

После нашего последнего путешествия я почитал историю этого места, она оказалась настолько удивительна и интересна, что нынче мы решили пожертвовать пару часиков и заглянуть в Свияжск.

Из путеводителей

История возникновения Свияжска напрямую связана с именем Ивана Грозного и присоединением казанского ханства к государству российскому. Начиная с середины XVI века, русский царь Иван Грозный регулярно пытался завоевать Казань, но все попытки оканчивались неудачей. Было очевидно, что без создания, выражаясь современным языком, военной базы вблизи Казани, овладеть вотчиной казанского хана будет проблематично.

Возвращаясь после очередного неудачного похода, молодой царь обратил внимание на заросший вековым лесом большой холм, возвышавшийся недалеко от Казани.  Военно-стратегические преимущества месторасположения  будущей военной базы были следующие: близость столицы Казанского ханства (на расстоянии суточного перехода русских войск, сейчас это около 30 километров). К тому же подножье конусообразного холма (гора Круглая) подковой огибали две реки: Свияга и Щука. 

Но как воздвигнуть здесь русскую крепость незаметно для врага? Был разработан следующий план: срубить крепость в русских владениях в верховьях Волги, а затем размеченные бревна спустить по воде и собрать их уже на месте, сэкономив время и силы.

В течение зимы 1550-51 гг. в Угличе рубили стены, башни, избы и даже церкви. А весной после вскрытия ото льда рек бревна для будущей крепости начали сплавлять по Волге и далее – по Свияге. Для отвлечения внимания противника русские войска захватили все переправы на основных реках, а отряды под началом князя Серебряного напали на жителей казанского посада.

Кстати, рекомендую нашим читателям, найти книгу А. К. Толстого «Князь Серебряный» и ознакомиться с этим периодом истории в его изложении. Алексей Константинович Толстой – один из создателей образа Козьмы Пруткова, автор замечательных русских мистических рассказов. И «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты…» - это тоже его. Но продолжим.

Строительство города-крепости Свияжска и сегодня считалось бы уникальным, а уж по тем временам… Представьте, что за один месяц была проведена гигантская работа: распланирована территория, вырублен лес, выкопаны рвы, собраны срубы, засыпаны землей и камнем крепостные стены. В самом сердце владений казанского хана выросла первоклассная русская крепость с восемнадцатью башнями, многочисленными строениями для размещения русских дружин, Троицкий собор и Рождественская церковь. Самой высокой башней была Рождественская, с главными въездными воротами и подъемной решеткой.

Вскоре новый город стал не только военной крепостью, но и торгово-административным центром, в котором охотно селились ремесленники и торговцы. Казань взяли в 1552 г. А спустя пятнадцать лет Свияжск был уже настоящим городом с крепостью, посадом и слободами.  В крепости были государев казенный двор с артиллерийскими и продовольственными складами, два монастыря, шесть церквей. По городу пролегало шесть улиц, имелось 370 домов и четыре лавки. В остроге насчитывалось 736 жилых домов, находился рынок, размещалась таможня, варили пиво и выпекали хлеб.  

Дмитрий НИКАНОРОВ

 
 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

← список

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.