Главная » «Дороги трудны, но хуже без дорог…» - 2

Путешествия

24.08.2018

"Дороги трудны, но хуже без дорог..." - 2

Рекламные щиты, показывающие развязку на остров-град Свияжск, начинаются за несколько километров до нее. Так что если ты настроился побывать там, то пропустить съезд практически невозможно. Да и навигатор вовремя сориентирует.

Первое впечатление

Дорожка до цели – отменная. Задолго до Свияжска начинаются большие, удобные,  асфальтированные и размеченные автостоянки для посетителей мемориального комплекса. И все они – пустые. Мы проскакиваем девять километров и останавливаемся вплотную у подъема к центральному входу. Последние три-четыре километра дорога идет по дамбе, с обеих сторон – река. Очень симпатичные съезды к воде и небольшие, устланные тростником песчаные пляжики. На одном из них после экскурсии мы искупаемся. И заедем сюда же окунуться уже на обратной дороге домой. Дно песчаное, но немного, у самого берега, илистое, водичка – чистая. Прелесть.

Помимо нас на стоянке еще пара-тройка машин. Раннее утро, и посетителей немного. Через два часа, когда закончится наша экскурсия и мы спустимся к машине, автостоянка будет забита под завязку. Легковушки – из всех регионов России, один за другим подходят экскурсионные автобусы и маршрутки. Как выяснится чуть позже, туристы прибывают и с противоположной стороны острова - к речному вокзалу причаливают экскурсионные теплоходы.

Внизу, в маленьком симпатичном домике с пограничной будкой и шлагбаумом (вероятнее всего, бывшей таможне), можно узнать об экскурсиях, ценах и посмотреть план города-острова, но запоминать карту и расположение достопримечательностей нет необходимости. Такие же карты будут разбросаны по всему острову, с обязательной привязкой вас к местности - флажок символизирует ваше местоположение. Сам остров-град имеет овальную, несколько неправильную форму: в длину он протянулся на 1200, а в ширину - на 800 метров. 

Цена на обзорную полуторачасовую пешеходную экскурсию показалась нам чуть завышенной – 1500 рублей с группы (от одного до десяти человек). Да и сам экскурсовод не производит благоприятного впечатления - немного агрессивный и слегка развязный молодой человек по имени Андрей, при взгляде на которого невольно вспомнился булгаковский Коровьев. Поскольку для неорганизованных (индивидуальных) посетителей посещение заповедника бесплатно, то мы направляемся к высокой железной лестнице без экскурсовода.

Наша собачка подниматься по железной в сплошных дырках лестнице боится, держится строго посередине, идет на полусогнутых и все время смотрит через дырочки вниз. Пришлось взять на руки, дабы не травмировать душу питомца. Люди тоже чувствуют себя немного неуютно - все-таки Свияжск расположен на довольно приличной высоте – 79 метров над уровнем моря. С верхней площадки открываются завораживающие величественные виды на Волгу. В таких местах снова понимаешь, как прекрасна наша Родина.

Богородице-Успенский монастырь 

Первым нас встречает Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь. На территорию монастыря зайти можно, однако для посетителей существуют весьма жесткие ограничения по одежде. Скажем, мужчинам запрещено входить в шортах и сандалиях на босу ногу. Что касается женщин, то им вообще рекомендуется скрыть все открытые части тела. Как я полагаю, делается это для того, чтобы не искушать греховными мыслями неокрепшие души послушников. 

Довольствуемся тем, что приобретаем у ворот монастыря бутылочку животворящего кваса, заглядываем во внутренний дворик, делаем несколько фотографий и узнаем, что на территории монастыря сохранились одни из старейших в Поволжье построек – Успенский собор (1561 год) и Никольская трапезная церковь (1556 год). В Успенском соборе сохранились около двух тысяч квадратных метров уникальных, необычных древних фресок, практически полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного. Например, здесь сохранилась фреска с неканоническим изображением Святого Христофора с лошадиной головой.

По легенде, святой Христофор обладал невероятной красотой, из-за чего постоянно подвергался искушениям. И тогда он попросил Бога сделать его безобразным, просьба его была выполнена, и с тех пор Святого Христофора изображали с головой животного. Церковь посчитала эту легенду сомнительной и запретила изображать данное предание. В России осталось всего лишь два храма со столь прекрасно сохранившимся состоянием фресок и таким многообразием библейских сюжетов, второй – это собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.

Идем вдоль монастыря, по правую руку приближается Музей истории Свияжска. Увы, посетить нам его не удастся, поскольку с домашними питомцами внутрь не пускают. Оставим посещение музея на следующий раз – впитывать  в себя старину следует постепенно, дабы не наступило пресыщение. Вход в музей охраняет старинная пушка, затвор которой выполнен в виде головы Медузы-горгоны с копной ядовитых змей вместо волос.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Наше внимание уже давно привлекает величественный собор из красного кирпича, и мы поворачиваем направо. Как оказалось – это комплекс Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря, который был основан вместе с городом. Именно здесь расположена старейшая деревянная Троицкая церковь, которую срубили за один день в 1551 году и в которой, по преданиям, служил молебен в день Святой Троицы сам Иоанн Грозный перед началом строительства Свияжска и будущим взятием Казани. Интересно, что возведена церковь без гвоздей, в старину считалось, что с гвоздями дерево будет гнить.

А величественный храм, который виден практически со всех точек острова, – это собор иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» 1898-1906 годов постройки (фото). По соседству с ним стоит возведенная из белого камня церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, или же просто Сергиевская церковь (годы постройки – 1570-1604). В Сергиевском храме хранится главная святыня Свияжска – древняя икона Сергия Радонежского. Обратите внимание на толщину стен этой церкви – настоящая крепость.

В церковной лавке собора иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» мы купили близким подарки, а себе – по серебряному колечку с цитатами из Библии. На моем – надпись на церковнославянском: «Спаси гди люди твоя». Гди – это Господи. Я хоть и атеист, но к истории нашей Родины отношусь трепетно и с глубочайшим почтением, ко всем ее периодам - героическим и трагическим. И потому колечко в память о посещении уникального исторического места ношу с удовольствием.

Без фальши

Надо сказать, что и руководство города-музея к истории относится тоже с уважением. Вот, казалось бы, сменилась в стране идеология и приоритеты. Теперь всё, что связано с коммунистической идеей, старательно мажется черной краской, на пьедестал вознесены представители частнособственнической идеологии. Регулярно звучит хор (зачастую звучит фальшиво, с моей точки зрения) о прекрасном царе-батюшке, о замечательной жизни до революции. Не жизнь, а сплошная пастораль. Бывшие коммунисты научились креститься, бить поклоны и каяться, все вдруг стали воцерковленными и просветленными.

И вот в таком святом месте, как остров-град Свияжск, где на каждом шагу встречаются памятники православной культуры,  где необычайно сильно влияние церкви, где, казалось бы, можно легко захватить монополию на правду, где элементарно можно было бы выкинуть из истории не просто отдельные события, а целые десятилетия, вдруг бережно сохраняется совершенно не вписывающийся в общий антураж исторический памятный комплекс. Это фрагмент стены, у которой в 1918 году были расстреляны красноармейцы, и небольшая пирамидка обелиска. Это ли не святотатство! Однако руководство города-музея сохраняет и этот памятник. Полагаю, читатели поняли, что я вновь косвенно напоминаю городским властям Новоуральска о необходимости восстановления и установки пятискульптурной композиции в Сквере Революции в Привокзальном районе.

Ритуал децимации

Однако следует отметить, что красноармейцев расстреляли не их противники, а свои же сослуживцы. И это тоже очень интересный исторический феномен, о котором прежде не принято было упоминать, да и сейчас об этом редко говорится.

К 1918 году старая армия развалилась, а вновь созданная представляла собой практически разрозненные  недисциплинированные партизанские отряды. Летом 1918 года на огромной территории от Поволжья до Дальнего Востока вспыхивает чехословацкий мятеж. Дисциплинированные части белочехов достаточно легко разбивают неокрепшие, не умеющие воевать отряды молодой Красной Армии. Бойцы Красной Армии отступают по всему фронту, они почти полностью деморализованы.

Известно, что создателем Красной Армии считается Лев Давидович Троцкий. В августе 1918 года он прибывает в Свияжск, где возглавляет борьбу большевиков за Казань. Путем жесточайших драконовских мер ему удается восстановить дисциплину в войсках и отбросить белочехов от Казани, падение которой открывало прямой путь на Москву. Троцкий вводит в подчиненных ему подразделениях Красной Армии принцип децимации, известный еще со времен Священной Римской империи.

В те древние легендарные времена децимация назначалась, как правило, за потерю знамени, бунт или дезертирство. При децимации каждое подразделение разбивалось на десятки, независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка кидала жребий, и того, на кого выпадал этот жребий, казнили его же товарищи. К слову, и в воинском уставе Петра I децимация упоминается в качестве возможного наказания.

Децимация была применена Троцким по отношению ко второму Петроградскому полку, бойцы которого массово бежали с поля боя, бросив в панике большевистский бронепоезд «Свободная Россия». По приговору военно-полевого суда были расстреляны командир полка, его комиссар и рядовые красноармейцы, ставшие жертвами древнеримского ритуала, – всего 41 человек.  Сам нарком по военным и морским делам охарактеризовал проведенную децимацию так: «К загнившей ране было приложено каленое железо». 

Лев Троцкий начинает насаждать дисциплину самыми жестокими методами и уже 11 августа 2018 года издает приказ №18, гласивший, что в случае самовольного отступления «первым будет расстрелян комиссар части, вторым – командир. Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули. А мужественные и храбрые солдаты будут награждены по заслугам и поставлены на командные посты». Память об этих событиях и сохранена в небольшом мемориальном комплексе в Свияжске.

Остров Буян

Рассказывают, что Александр Сергеевич Пушкин пришел в неописуемый восторг, посетив в 1833 году Свияжск. С тех пор существует предание, что именно Свияжск описывал Пушкин, когда создавал знаменитую сказку. Однако это предание – не более чем легенда, поскольку «Сказку о царе Салтане» он написал за два года до своей поездки в Свияжск, в 1831 году. Тем не менее, по уверениям поэта, именно таким он представлял себе огромный прекрасный сказочный город на острове Буян.

И таким же, по-прежнему прекрасным, сказочным, уютным, патриархальным и очень красивым, он предстает и взорам современных туристов. К сожалению, гостям города старательно насаждается мысль о том, что реставрация Свияжска началась чуть ли не в XXI веке, называют даже год начала реконструкции – 2010-й. А до той поры, дескать, и особенно во времена социализма, остров-град  тихо умирал. На самом деле это не совсем так. Жизнь в городке затихала и возрождалась за всю его историю несколько раз.

Что касается советской власти, то еще во время Гражданской войны, в 1919 году, на территории Свияжска был создан историко-архитектурный музей-заповедник. Многие уникальные артефакты были бережно сохранены, древний иконостас деревянной Троицкой церкви, например, передали Государственному музею изобразительных искусств Татарстана. А сама деревянная церковь  отреставрирована в 1959 году.

Правдой, однако, будет и то, что во времена большого террора на территории Свияжска была создана исправительно-трудовая колония №5, где наряду с политзаключенными содержались и дезертиры Красной Армии. Позже на территории Богородице-Успенского монастыря располагалась психиатрическая больница (с 1953 по 1993 годы).

Несмотря на эти печальные факты, остров-град в советское время считался архитектурной и искусствоведческой меккой среди творческой интеллигенции. А сегодня действительно на самых различных объектах идут большие реставрационные работы. Сегодня Свияжск – это заповедник федерального значения.

Не хочется прощаться с этим замечательным местечком, но нас ждет дорога. До конечной цели нашего путешествия – Нижнего Новгорода осталось всего 353 километра. Надо ехать. Но мы сюда еще непременно вернемся.

Дмитрий НИКАНОРОВ

 
 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

← список

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.