Главная » Десять клещей с Потной горы

Путешествия

05.07.2018

Десять клещей с Потной горы

Воскресенье мягким лучиком солнца ласкает мне щёки, и я открываю глаза, не дождавшись будильника. У нас сегодня планы? Да, у нас сегодня очередной поход! Лето обнимает меня за плечи: «Одевайся».

Не успеваю я толком проснуться, как оказываюсь в «Ниве», наполненной краеведами-туристами. Мне несказанно везёт: эти люди начали меня брать в свои походы. На сей раз едем в Карпушиху, чтобы посмотреть, в каком состоянии находится одна из могил староверов.

Весёлые горы, по которым мы держали путь, известны тем, что здесь с давних пор и по сей день собираются верующие старообрядцы. Паломники проделывают довольно сложные пешие прогулки, чтобы помолиться на могилах старцев. В начале июля начинается новое паломничество, и мы, чтобы не мешать староверам, посетили могилу старца Григория неделей раньше.

Начинаются Весёлые горы от посёлка Карпушиха и заканчиваются в районе посёлка Висим. Мы пошли на одну из гор – Потную. Честно говоря, когда краеведы озвучили это интересное название, я подумала, что они шутят. Но гора действительно имеет такое название, Ну, Потная  так Потная.

По этой горе, словно кучка неряженых старообрядцев, мы шли к могиле старца Григория и истекали потом, а тем временем кучка маленьких наглых клещей охотилась на нас. Враги делали это тихо, и поначалу мы о них даже и не думали, поскольку у вывески «Висимский заповедник» нас встретила стая собак и с лаем бегала за нами некоторое время. К счастью, ярых паникёров-догхантеров среди нас не было, мы спокойно шли вперёд, игнорируя повышенное к нам внимание со стороны четвероногих. Псы полаяли немного, затем примерили роль наших сопровождающих, а потом и вовсе исчезли в лесу – надоело, видимо, нас развлекать.

Подходим к скалам. Мне поясняют, что, по преданию, в этом месте инок Григорий писал иконы.

Старец Григорий был из крепостных крестьян Невьянского завода по фамилии Коскин. Долгое время он изучал иконопись и одним из первых на Урале усовершенствовал это искусство. После принятия иночества Григорий отделился от общества, удалившись на Весёлые горы, где прожил до самой кончины. По преданию, летом инок Григорий писал иконы на вершине одной из скал. Он умер в 1731 году и похоронен около своей пещеры. Такая информация была опубликована в журнале «Уральский старообрядец» от июня 1915 года. В свежем июньском номере «Уральского следопыта» (2018 г.) автор Владимир Трусов привёл в своей статье биографию старообрядца-иконописца из альбома-каталога «Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX вв.», где сказано, что старец вместе с братией удалился в горы около 1781 г. Когда я расспрашивала наших краеведов о времени жизни инока Григория, мне назвали XIX век. Известно о нём сегодня очень мало, а то, что известно, больше всего походит на легенды. Ну, и всплыла ещё одна информация, которая сбивает с толку: имя инока в миру было Гаврила, а его правнук, рождённый в XIX веке, также хорошо владел искусством иконописи, и звали его Григорием. В вышеупомянутом «Уральском следопыте» автор привёл родословную Коскиных, где тоже подтвердилось, что иконописец Гаврила Сергеевич Коскин (в иночестве о. Григорий) приходится прадедом иконописцу Григорию Артемьевичу Коскину.

Так кто из них похоронен на вершине Потной горы? И почему, будучи отшельником, надо писать иконы именно в скалах и пещерах? Человеку преклонного возраста делать это очень сложно, да и лес наш уральский летом кишит комарами и оводами: как же истязал себя бедный старичок во время творческого процесса!

Не углубляясь в ответы на эти вопросы, мы добрались до живописной поляны, на которой находятся могила старца и навес для молений паломников. Здесь мы и расположились.

Могила старца не подписана. Как мне объяснили наши краеведы, у староверов это не принято. Позже с обратной стороны креста мы всё же обнаружили маленькую табличку. Без дат.

Для удобства паломников здесь был поставлен деревянный туалет. В десяти метрах от полянки нам встретился родник с чистой водой.

Во время отдыха на поляне мы травили байки и рассказывали друг другу разные истории. Одна запомнилась больше всего. Удивительная история о том, как отец рассказчика, которого в 1944 году отправили служить в наш ЗАТО, повстречался со своей двоюродной сестрой, отбывавшей здесь наказание.

Девушка во время войны работала в магазине, а в то время, как известно, тяжко было у народа и с деньгами. Говорят, люди тогда были добрее и отзывчивее, можно было доверять друг другу. Девушка-продавщица как раз из таких, старалась войти в положение, выручить товарищей, которым приходилось особенно сложно. Частенько приходилось помогать, отдавая продукты в долг, опираясь на полное доверие и зная, что рано или поздно должник обязательно придёт в магазин и внесёт свой долг в кассу.

Девушка и попалась на своей доброте: как-то раз в магазине случилась проверка, и обнаружилась недостача. Очевидно, продавщица ворует, сделали вывод проверяющие, а воры должны быть наказаны. Так и стала героиня рассказа заключённой.

Девушка терпеливо отбывала наказание и писала письма в родную деревню, с трепетом ожидая ответа от родных.

Письма писал и служивший на «зоне» молодой человек.

И вот однажды, с нетерпением разбирая письма, герой рассказа обнаружил, что два адресата – охранник и заключенная - живут в одном населённом пункте. Так он узнал, что провинившаяся за недостачу в магазине девушка – его двоюродная сестра – отбывает наказание в лагере, который он охраняет.

Позже они встретились в бараке, обняли друг друга. «Знакомьтесь, это моя сестра», - представил военнослужащий свою родственницу товарищам.

История заканчивается тем, что оба героя остались здесь, в Новоуральске. Вот как бывает!

Но рассказы рассказами, а исследовать легендарные скалы, - обязательное условие для туристов. Тем более засиделись мы тут, на священных для верующих местах, со своими светскими беседами.

Каменные столбы, на которых предположительно творил священноинок Григорий, в среднем имеют высоту метров 20. Поросшие мхом и лишайником и теплые от солнца камни не всегда давались нам легко при лазании, и мы старались поддерживать друг друга.

В легенде о старце Григории упоминается пещера. Возможно, в ней он прятался от дождя, возможно молился. Похоже, мы её отыскали и дружно полезли через неё на одну из вершин Потных скал. Правда, мы дали им своё название – Григорьевские скалы.  

Пока мы дружно лазали по камешкам, восхищаясь пейзажами, маленькие охотники пустились в атаку. Я сняла с себя три крупных голодных клеща. По итогам походика насчитали круглую десятку снятых с одежды и тел кровопийц. Внушительная цифра. Поэтому, посещая лес, старайтесь защититься по максимуму, не жалейте денег на спрей.

Каждый взял своё из нашего походика, а я в довесок – холодной водички из карпушинского родника под названием «Алексей». Он был освящён в 2004 году и назван в честь преподобного Алексия, оставившего отчий дом во имя аскетизма. Говорят, водица обладает целебными свойствами. Значит, полезна для моего мозга. Буду пить и умнеть!

Евгения СТЕПАНОВА

 
 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

← список

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.