Главная » Материалы » ЖКХ » С миру по копейке…

С миру по копейке…

Недавно в редакцию позвонила моя школьная учительница и со слезами в голосе поведала о том, что ей, всегда вовремя и в полном объеме платившей за коммунальные услуги, в августе будет выставлен счет за потребленное с февраля 2016 по январь 2017 года тепло в размере 4748 рублей 83 копейки. И это – с однокомнатной квартиры. В качестве утешительного приза Нине Михайловне (так зовут мою учительницу) предлагалось обратиться до 30 июля за оформлением рассрочки платежа в УЖК «Новоуральская».

Ну да, уважаемые читатели, за всеми этими, с позволения сказать, поборами, торчат ушки нашей самой профессиональной, самой ответственной, самой честной, самой порядочной, абсолютно прозрачной и некоррумпированной УЖК «Новоуральская». К слову, это уже не первые слезы горожан. Об этих неподдающихся разумному объяснению суммах в Новоуральске говорят уже несколько недель: на кухнях, во дворах, в автобусах – везде. Причем суммы выплат порой переваливают за десять тысяч.

Давайте попробуем разобраться, откуда же появились эти цифры. Но сначала - несколько пояснений. Как вы думаете, уважаемые читатели, чем горячая вода отличается от холодной? Абсолютно верно. Горячая вода отличается от холодной разным количеством содержащейся в ней теплоты. Эту теплоту, или иными словами тепловую энергию, нельзя увидеть. Ее можно только почувствовать. Чем выше температура воды, тем больше в ней содержится теплоты. Таким образом горячая вода состоит из самой воды и содержащейся в ней теплоэнергии, или  теплоты.

Измеряется теплота в калориях, в Джоулях или же в мегаваттах в час, но никак не в градусах. Региональная энергетическая комиссия (РЭК) утверждает тарифы за потребление горячей воды в рублях за Гигакалорию.

Теперь вкратце расскажем о принятых схемах теплоснабжения многоквартирных домов и общественных зданий. Обеспечение теплом – это одна из главнейших задач жилищно-коммунального комплекса. Современные системы теплоснабжения включают в себя поставщиков тепла (в нашем случае Водогрейная котельная и 26-й цех УЭХК), сеть магистральных трубопроводов, специальные распределительные теплопункты, от которых идут ответвления уже к конечным потребителям, то бишь к домам. Системы трубопроводов, как правило, весьма разветвленные и протяженные. Минимизировать потери тепла и равномерно распределить его по всем потребителям, включая самые отдаленные дома, возможно лишь при соблюдении определенного температурного режима.

Дело в том, что температура воды в системе отопления зависит от фактической температуры наружного воздуха, исходя из конкретных условий в данной местности. Например, температурные режимы для нашего региона рассчитываются исходя из наружной температуры в зимнее время равной минус 320C.

От нашей ТЭЦ (цех 26 УЭХК, или теперь ОТЭК) в магистральные теплосети подается вода по следующим температурным режимам: 150/700, 130/700 или 105/700. Первая цифра означает температуру воды при максимально низкой температуре наружного воздуха в магистрали «подачи». Вторая цифра означает температуру воды в «обратке», то есть на выходе из многоквартирного дома. Расчеты (по первой цифре) ведутся специалистами цеха 26 по данным метеостанции каждые 12 часов. То есть если стало на улице теплее, то и температура на выходе из ТЭЦ (на входе в магистральный трубопровод «подачи») снижается. И наоборот.

Подающийся по трубам теплоноситель не попадает напрямую в общедомовую сеть и в конечные точки теплообмена – радиаторы в наших квартирах.

Во-первых, потому что температура воды в магистрали очень часто превышает точку кипения, и вода с такими параметрами может находиться в жидком состоянии лишь под высоким давлением (до восьми атмосфер) и в условиях полной герметичности трубопроводов. Использование столь критичных температур в жилом помещении недопустимо. В случае даже небольшой разгерметизации вода мгновенно превращается в пар, а простое прикосновение к разогретым до такого уровня батареям может вызвать серьезные ожоги.

А во-вторых, разным объектам (небольшому малоэтажному зданию и огромной многоэтажной высотке) требуется разное количество тепла.

Поэтому в каждом жилом доме имеется собственный тепловой узел, где производится соответствующая регулировка температуры и давления теплоносителя. Для такой регулировки почти во всех наших домах используется хорошо зарекомендовавшая себя схема элеваторного узла. На рисунке приведен пример элеваторного узла, который используется почти во всех домах в нашем городе.

Итак, перегретая вода из тепловой магистрали попадает во входной патрубок элеватора (1). Перемещаясь под давлением, она проходит через узкое сопло (2). Резкое повышение скорости потока на выходе из сопла приводит к эффекту инжекции – в приемной камере (3) создается зона разряжения. В эту область пониженного давления буквально засасывается вода из патрубка (4), подключенного к трубе «обратки». В результате в смесительной горловине элеватора (5) происходит перемешивание горячего (прямого) и охлажденного (обратного) потоков. Температура воды снижается до разрешенной для внутренней сети, не более 950C, снижается давление до безопасного и принятого для внутренних сетей (максимальное – 5,9 атмосферы). Затем теплоноситель через диффузор (6) попадает в систему внутренней разводки дома, и далее – в наши квартиры.

Как видим, система чрезвычайно проста и весьма эффективна. Однако есть и недостатки. Один из которых заключается в том, что для каждого дома, для каждой системы требуется индивидуальный расчет для подбора элеватора.

А другой недостаток заключается в том, что изменение рабочих характеристик элеватора, в частности регулирование диаметра его сопла, иногда становится довольно-таки трудной задачей. Регулирование диаметра сопла может осуществляться автоматически, а может и вручную. Пожалуй, каждый из нас в сильные холода зимой замечал, как вместо горячей воды из крана вместе с гидроударами (разрушительными для всей системы) выплевываются сгустки воды вперемешку с паром. Это - один из признаков неотрегулированной работы элеваторного узла, когда теплоноситель поступает во внутреннюю сеть с параметрами температуры и давления, превышающими нормативные.

Поскольку у жильцов договор заключен с УЖК «Новоуральская» (как с поставщиком коммунальных услуг), то вина за подобные казусы лежит полностью на ней. ОТЭК (или цех 26), как и положено в связи со значительным понижением температуры за окном, поднял температуру теплоносителя в соответствии с расчетами, а УЖК не отрегулировала параметры работы элеваторного узла (диаметр сопла), и тепла в наши дома пришло сверх всякой нормы.

Но случаются и еще более удивительные вещи. Вот, к примеру, многоквартирный дом на Первомайской, 32. За окном бушует май, средняя температура по данным метеостанции – плюс 100С. Отопительный сезон заканчивается 15 мая. Потребление тепла этим домом в течение первой половины мая 2016 года составило 55 Гигакалорий.

Тот же самый дом, сентябрь-месяц, за окном – те же самые плюс 100С, То есть цех 26 УЭХК (ОТЭК) подает в магистраль теплоноситель с тем же самым температурным режимом, что и в мае. Однако в сентябре этот дом потребил тепла всего лишь 14 Гигакалорий. Разница - в 40 Гигакалорий! Каждая из которых стоит 1279 рублей. Умножаем 1279 рублей на 40 Гигакаллорий, получается, что за 15 дней эксплуатации в мае более 51 тысячи рублей вылетело в трубу. Из кармана жильцов. А при чем здесь жильцы, спросите вы, ведь это же накосячила УЖК «Новоуральская. И будете правы. Потому что это чья угодно вина, но только не жителей.

Однако платить из собственного кармана руководству УЖК «Новоуральская», похоже, ой как не хочется. Да, скорее всего вопрос так и не стоял – что за глупости, право, платить за собственный непрофессионализм из своего кармана! Зачем, когда есть для этого законопослушные жители нашего славного города?!

Тем более что настоящий (по мнению директора УЖК «Новоуральская») профессионал своего дела главный юрист их замечательной и дружной компании подсказал, как можно изящно и почти законно это всё провернуть.

Делается это следующим образом: сначала на подъездной двери размещается объявление следующего содержания, типа, уважаемые товарищи, в соответствии с тем-то и тем-то вашему дому будет произведена корректировка норматива потребления тепловой энергии с, допустим, января 2016 по декабрь 2016 года. Норматив будет изменен на основании факта потребления.

А затем и каждому владельцу квартиры приходит продублированное сообщение уже в почтовый ящик. В качестве бонуса (как я уже написал в начале статьи) жильцам предлагается рассрочка платежа. И многие ведутся. Вот и моя Нина Михайловна сначала поплакала, попереживала, а потом все-таки сходила на Ленина 12, где под чутким руководством чиновницы из УЖК оформила рассрочку платежа.

Но почему вдруг стали корректировать этот норматив? Раньше в нашем городе был принят норматив потребления тепла, равный 0,0195 Гкал на квадратный метр жилой площади. Теперь норматив был скорректирован в некоторых домах до 0,0212 Гкал/м2 по фактическому потреблению. А вот моя дорогая учительница вместе со своими соседями по всей видимости столько тепла наупотребляли, что норматив для их дома посчитали равным аж 0,0247 Гкал/м2.

Но если предположить, что это именно жильцы оказались такими транжирами тепла, а УЖК – белая и пушистая, даже в этом случае мне видится обман. Давайте посчитаем. Помним о том, что по нормативу 0,0195 Гкал/м2 жители злополучного дома за поставленное тепло уже заплатили.

Разница между 0,0247 и 0,0195 Гкал/м2 составляет 0,0052 Гкал/м2. Умножаем эту величину на площадь квартиры, то есть на 35,6 квадратных метра, далее полученный результат умножаем на стоимость одной гигакалории (1279 рублей) и еще раз умножаем на 12 месяцев (с февраля 2016 по январь 2017 года). И получается, что при перерасчете норматива долг за фактически потребленное тепло составил бы 2841 рублей 22 копейки. Если бы специалисты УЖК «Новоуральская» считали честно.

А сколько денег намеревались слупить с моей учительницы? Правильно, 4748 рублей 83 копейки, то есть без малого на 2 тысячи целковых больше. И это только с небольшой однокомнатной квартиры! Для любителей занимательной математики из прокуратуры напомню, что в Новоуральске более 30 тысяч квартир.

Но, кстати говоря, даже эти деньги (2841,22 рубля) можно не платить. И вот почему. Дело в том, что в соответствии с пунктом 42(2) Правил 354, цитирую, «… исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты…». Иными словами, поскольку УЖК «Новоуральская» собралась производить изменение платы за отопление за период с января по декабрь 2016 года, она была обязана сделать это в первом квартале 2017 года. То, что УЖК «Новоуральская» предъявляет счет по прошествии первого квартала, уже нарушение. И можно оспаривать выставление данного счета в суде.

Все мы любим читать детективы и знаем, что в криминальном мире людей, которые обирают, обманывают своих собратьев, запускают руку в общак и тратят общие деньги на удовлетворение собственной прихоти, называют крысами. Тех, кто крысятничает, ждет незавидная участь: их опускают на самую низшую ступень иерархической лестницы. Это в книгах.

В нашей же перевернутой с ног на голову реальности те, кто грабят стариков, наживаются на их беспомощности, на манипулировании законодательством, на обмане и лжи, претендуют на звание уважаемых граждан. Перекладывая вину за собственные ошибки, собственный непрофессионализм и техническую неграмотность на плечи всех горожан, они, поплевывая на общественное мнение и очевидное нарушение законодательства, идут в депутаты. А в перерывах между депутатскими сессиями поправляют здоровье на выходных в Хельсинки, или же прыгая с парашютом, или же отдыхая в Китае, Греции, Болгарии, или путешествуя от Милана до Стамбула. Перед ними весь мир открыт. Да и потом, «Noblesse oblige».

Что же посоветовать моей учительнице Нине Михайловне и всем остальным горожанам, получившим «письма счастья»? Прежде всего, не спешите платить. Вашей вины в фактическом перерасходе тепла нет ни малейшей. А вот истинных виновников в сложившейся ситуации помогут определить правоохранительные органы. Насколько мне известно, в прокуратуру уже подано несколько заявлений. И с каждым днем таких обращений становится все больше.

«НГГ» будет держать этот вопрос под контролем.

Дмитрий НИКАНОРОВ

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 
Филиппова Наталья Анатольевна
Комментарий
29.07.2017, 14:52:51
Ну когда же чинуши из УЖК нажрутся?
Щетинина Ольга Ивановна
Комментарий
12.08.2017, 21:15:22
Спасибо за статью, она помогла понять, что происходит.Платить за чужие ошибки совсем не хочется. В нашем доме неисправна рамка ввода, тепло уходит на ветер, в подъезде зимой пар, на окнах нарастает лед, запах постоянный. Никто ничего не чинит, краска на стенах не держится, завелся грибок от сырости. Прошлой зимой в квартирах было слишком жарко, так что приходилось закрывать батареи одеялами. Для чего это делалось? Для чего было так поднимать температуру?И почему мы должны за всё это платить?! Наверно, и нам придется обратиться в прокуратуру.
Ольга
Комментарий
21.09.2017, 13:16:11
Спасибо за полезную информацию! Получила "письмо счастья" в сентябре 2017, перерасчёт указан за период с марта 2016 по февраль 2017 (целый год!). Сумма 2269. Но это только за однокомнатную квартиру. А ещё у нас есть трехкомнатная. Со страхом теперь заглядываю в почтовый ящик.
Нужно подавать иск.
Анастасия
Комментарий
09.11.2017, 14:50:25
Добрый день а где найти бланк или образец заявления для подачи в прокуратуру

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.