Главная » Материалы » ТОЧКА ЗРЕНИЯ » За парковку на газоне – по стеклу лопатой?

За парковку на газоне – по стеклу лопатой?

На заседании Думы Новоуральского городского округа 26 октября депутаты внесли изменения в Правила благоустройства в части исключения запретов на стоянку автомобильного транспорта. Инициатором внесения изменений выступила администрация НГО, в обосновании она сослалась на апелляционное Определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 27 апреля 2016 года. 

Что изменилось?

Депутаты признали пункт 85 утратившим силу. Напомним его содержание.

«На территории Новоуральского городского округа запрещается:

1) остановка и (или) стоянка транспортных средств на цветниках, а также на придомовой территории с травяным и (или) земляным покрытием, относящейся к многоквартирному дому;

2) стоянка транспортных средств на расстоянии менее двух метров от многоквартирного дома (за исключением мест, стоянка в которых разрешена Правилами дорожного движения);

3) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств) на расстоянии менее пятидесяти метров от береговой линии водного объекта (за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие);

4) остановка и (или) стоянка транспортных средств на территории, прилегающей к индивидуальному жилому дому, кроме временной (не более 12 часов) стоянки транспортного средства, принадлежащего собственнику или членам семьи собственника указанного жилого дома (за исключением мест, остановка и (или) стоянка в которых разрешена Правилами дорожного движения);

5) стоянка транспортных средств ближе трёх метров от периметра контейнерной площадки ежедневно в период с 8.00 до 20.00 часов».

Скорректированы также пункты 86 и 88.

Выглядели они так: «86. Стоянка транспортных средств в течение длительного времени (более трёх суток) во дворах, на проезжих частях дорог, кроме мест специально для этого отведённых, если это препятствует движению пешеходов, других транспортных средств, проведению ремонтных, аварийно-спасательных, строительных работ, работ по очистке территорий, запрещается»; «88. Осуществление стоянки транспортных средств, ограничивающей доступ специализированных организаций к объекту жизнеобеспечения, запрещается».

А это их новая редакция. «86. Запрещается совершение действий, препятствующих проведению в установленном законодательством и (или) муниципальными нормативными правовыми актами порядке на территориях общего пользования, придомовых, внутриквартальных территориях в границах Новоуральского городского округа ремонтных работ, аварийно-восстановительных работ, строительных работ, работ по уборке (очистке) территории, вывозу отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов (крупногабаритного мусора), аварийно-спасательных работ, иных работ в сфере благоустройства». «88. На территории Новоуральского городского округа запрещается совершение действий, ограничивающих доступ специализированных организаций, в том числе представителей специализированных организаций и (или) транспортных средств специализированных организаций, к объекту жизнеобеспечения».

 

Высшая судебная инстанция России, узнала я, когда начала изучать вопрос, встала на сторону водителя, которому был выписан штраф за парковку на газоне, и определила признать недействующим подпункт 5 пункта 9 главы 3 в части слов «и автотранспорта» Правил благоустройства территории ГО «Город Белгород» (Определение Верховного суда от 27 апреля 2016 года).

 

В чём суть Определения? 

В документе сказано, что оспариваемое нормативное положение, в соответствии с которым запрещается размещение автотранспорта на газонах, цветниках, детских и спортивных площадках, пешеходных дорожках и зелёных насаждениях, противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196 «О безопасности дорожного движения» и Правилам дорожного движения, утверждённым постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных запретов на остановку и стоянку транспортных средств и ответственности за их нарушение. Размещение транспортных средств на газонах и участках с зелёными насаждениями означает неисполнение гражданами требований Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 «Об охране окружающей среды», а также утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и утверждённых приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений. Оспариваемый нормативный правовой акт регионального уровня дублирует, что недопустимо, административную ответственность за нарушения Правил благоустройства, установленную КоАП РФ.

Транспортное средство, подчёркивается в Определении, является источником повышенной опасности, в связи с этим вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне. На всей территории РФ единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, которые утверждаются Правительством РФ. Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения. Ответственность за его нарушение установлена статьёй 12.19 КоАП РФ. Ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, может быть установлена лишь федеральным законом.

Законодатель субъекта РФ, отмечается в Определении, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены... В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией РФ принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть чётко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Иначе может иметь место противоречивая правоприменительная практика.

 

Газоны – это не дороги

Примечательно, что тот же суд (но на этот раз судебная коллегия по гражданским делам) в октябре 2005 года отменил Решение Псковского суда о признании статьи 2.6 Закона Псковской области от 4 мая 2003 г. N 268 «Об административных правонарушениях...» противоречащей федеральному закону.

На доводы о том, что положения оспариваемой нормы, устанавливающие административную ответственность за проезд по газонам и детским площадкам, а также за стоянку и остановку на них, противоречат федеральному законодательству, поскольку регулируют вопросы в сфере безопасности дорожного движения, находящиеся в ведении РФ, суд ответил следующее: Закон «О безопасности дорожного движения» не относит газоны и детские площадки к землям либо поверхностям искусственного сооружения, используемым для движения транспорта; вопросы обеспечения безопасности движения по газонам и детским площадкам, а также остановки на них не отнесены к ведению РФ.

 

Обратил внимание на то, что Верховный суд вынес два противоречащих друг другу Определения, житель Ухты Владимир Анатольевич Астахов. Его мнение: в апреле суд вынес неправомерное решение.

Ключевой фразой, заметил В. Астахов, вышеперечисленных (в Определении Верховного суда РФ от 27.04.2016 г.) статей и пунктов Закона «О безопасности дорожного движения», Правил дорожного движения является «дорожное движение». Закон и Правила дают чёткое определение понятию «дорожное движение».

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделённый от них газоном.

В. Астахов делает вывод: озеленённые территории, детские и спортивные площадки не являются составляющими элементами дороги и тротуаров, следовательно, Закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения на них не распространяются. Глава 12 КоАП РФ не может устанавливать административную ответственность за движение, остановку и стоянку автотранспорта на детских и спортивных площадках и озеленённых территориях, поскольку эти действия нарушениями в области дорожного движения не являются. Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств (движением, остановкой и стоянкой) на детских и спортивных площадках и озеленённых территориях, не урегулированы на федеральном уровне.

 

Ответственности нет

Пройдёмся по законам, к которым апеллировала судебная коллегия при вынесении апрельского Определения.

Ни в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», ни в Правилах дорожного движения слов о запрете ставить транспорт на детские, спортивные и озеленённые площадки я не нашла.

В Правилах создания, охраны и содержания зелёных насаждений есть пункт 6.3: «На озеленённых территориях запрещается: <…> проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта...». Такой же пункт есть в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда. Но ни в том, ни в другом документе нет даже упоминания об ответственности за их нарушение.

Об ответственности говорится лишь в Федеральном законе N 7 «Об охране окружающей среды», которым вменяется в обязанность гражданам бережно относиться к природе. Сказано, в частности, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Споры разрешаются в судебном порядке. Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно либо по решению суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Хороший закон. Вот только о парковке на газонах – ни слова. Не сказано об этом ни в Уголовном кодексе РФ (в главе 26 «Экологические преступления»), ни в КоАП РФ (в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

 

В настоящее время, написано в датированном 18.08.2016 г. ответе Госавтоинспекции ОМВД России по г. Ухте, ввиду того, что административная ответственность за парковку на газонах КоАП РФ не предусмотрена, применить меры административного воздействия к водителям данной категории транспортных средств не представляется возможным.

Установить правила предлагается самим гражданам. Припаркованные во дворах машины, обращают внимание ухтинские правоохранители, в большинстве случаев принадлежат жильцам. Порядок парковки автотранспорта в дворовой территории в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяется жильцами дома на общем собрании и согласовывается с городской администрацией.

 

Интересно, что произойдёт раньше: вопрос будет урегулирован на законодательном уровне или возмущённые жители начнут выписывать нерадивым водителям штраф «лопатой по стеклу»?

Екатерина ГИЛЯЗОВА 

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.