Главная » Материалы » ТОЧКА ЗРЕНИЯ » Современный инженер: менеджер или творец?

Современный инженер: менеджер или творец?

Об этом задумался наш постоянный читатель и автор Владислав Климов, который вот уже второй год ведет сложную переписку с чиновниками областного министерства общего и профессионального образования по вопросу внесения корректировок в действующую комплексную программу «Уральская инженерная школа».

Что заставило В.В.Климова ввязаться в эту историю и в какой стадии сегодня находится процесс переписки, рассказывает сам автор.

В апреле 2015 года из разных источников я узнал о том, что в Свердловской области разработана целевая программа «Уральская инженерная школа», и решил ознакомиться с ней. А ознакомившись, обратил внимание на отсутствие в ней положений, касающихся формирования ведущей роли инженеров в создании новых, прогрессивных технических решений на основе изобретений или, как принято говорить сегодня, на основе объектов интеллектуальной собственности.

И в самом деле, на всех этапах действия программы, начиная со школьной скамьи, а затем в системе профессионального образования, в колледже и в институте, а также в период послевузовского сопровождения, будущих высококвалифицированных рабочих научат управлять современным высокотехнологичным оборудованием, а при обучении инженеров много внимания уделяется подготовке из них специалистов, способных внедрять новые технологии и управлять крупными техническими проектами.

А еще в программе ставится задача подготовки технической элиты – штучных специалистов мирового уровня, менеджеров, способных управлять сложными и уникальными техническими комплексами!

Как видно, внедрять и управлять инженеров-менеджеров научат, а вот кто их научит мыслить творчески, по-новаторски относиться к выполняемой работе, создавать технические решения на уровне лучших мировых образцов, кто научит находить нетрадиционные решения и выявлять изобретения в технических решениях?! Оказалось, в программе этот важный, на мой взгляд, вопрос не рассматривается!

Своими соображениями и сомнениями относительно выявленного пробела в целевой программе решил поделиться с читателями «Областной газеты», чтобы узнать их мнение на этот счет.

Эти же материалы 15 апреля 2015 года электронной почтой направил в адрес губернатора Свердловской области Е.В.Куйвашева. Реакция администрации губернатора была немедленной, и я тут же узнал входящий номер своего обращения. А редакция «Областной газеты» никак не отреагировала на письмо.

Сравнительно быстро мое послание, поблуждав по кабинетам областного правительства, попало к авторам целевой программы – в министерство общего и профессионального образования Свердловской области, и уже 18 мая 2015 года у меня завязалась переписка с министерством.

Минобразования признало мои замечания конструктивными и предложило направить в его адрес соображения по внесению изменений в программу. Как говорят, инициатива наказуема!

Письмо меня и обрадовало, и сильно озадачило. С одной стороны, приятно, что мои замечания приняты, а с другой стороны, я не ожидал такого оборота дела – подготовить предложения по устранению выявленных недоработок в программе! Тем не менее к середине июля прошлого года я подготовил испрашиваемые предложения и направил в минобразования. И уже в День знаний, 1 сентября, получил письмо за подписью первого замминистра А.А.Пахомова с уведомлением о том, что мои предложения по возможности будут учтены при подготовке плана мероприятий.

Итак, всего за 4,5 месяца мне удалось дождаться признания справедливыми моих замечаний к программе и подготовить предложения по устранению этих замечаний. Буду рад, есть хоть часть моих предложений реализуется, ведь это мой первый опыт участия в столь масштабном проекте!

Для того, чтобы программа «Уральская инженерная школа» в полной мере выполнила свое предназначение, отдельные ее разделы, на мой взгляд, требуют доработки, в частности раздел «Довузовская подготовка». Я предложил в старших классах школы ввести факультативное изучение теории решения изобретательских задач, организовывать встречи с новаторами производства, учеными и тематические выставки, посвященные известным отечественным и иностранным изобретателям.

Предложено также разработать систему поощрительных мер, направленных на формирование у учащихся стремления к поиску новых, оригинальных и нестандартных решений задач в любой отрасли. Выдавать, например, дипломы и грамоты в виде патентов и удостоверений.

Между прочим, указанные предложения могут быть реализованы с пользой и раньше, чем будут включены в программу, так как не требуют больших финансовых затрат.

По разделу «Мероприятия в системе среднего профессионального и высшего образования» предлагается, например, знакомить учащихся и студентов с основами патентоведения, вовлекать в решение практических задач, взятых из реальной производственной деятельности предприятий Свердловской области. И не только в порядке выполнения курсовых и дипломных работ.

Предлагается разработка образовательных программ нового типа, направленных на формирование у выпускников навыков успешно решать сложные инженерные задачи.

Кроме того, считаю целесообразным введение в муниципалитетах должностей патентовых поверенных.

Конечно, известие о том, что мои предложения войдут в целевую программу опосредованно, через план мероприятий, оставляло надежды на то, что предложения все-таки будут учтены.

Постановление правительства СО № 127 ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Уральская инженерная школа на 2016-2018 гг.» вышло 2 марта 2016 года. Внимательно проработав его и план по внедрению программы, я не нашел ни одного мероприятия, хотя бы косвенно касавшегося моих предложений.

На мой вопрос: почему Минобразования не выполнило своих обещаний? - замминистра А.А. Пахомов прислал ответ от 19 мая 2016 г., который поразил меня богатством фантазии и изворотливости чиновников. «Ваши предложения по внесению изменений в программу уже были частично учтены при формировании программы в общем виде» (?!).

Что означает «частично учтены»? Как можно сформулировать конкретные предложения «в общем виде»? Своими сомнениями я поделился с главой НГО В.Н. Машковым. Такая встреча состоялась 18 апреля. При встрече я подробно изложил ему существо проблемы, показал всю переписку с минобразования области.

Глава НГО мои предложения и замечания к программе направил в минобразования «для учета при подготовке корректировок в план мероприятий по реализации указанной выше программы».

Из письма становится понятно, что план мероприятий, утвержденный постановлением правительства области от 2 марта 2016 г. № 127 ПП, будет корректироваться.

Теперь буду ждать результаты. Интересно, от кого на этот раз придет ответ?

Владислав КЛИМОВ, автор более 200 изобретений

 

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.