Главная » Материалы » ТОЧКА ЗРЕНИЯ » Первомай шагает по стране

Первомай шагает по стране

… И мы не спим – нас от весны колбасит.

С. Шнуров

– Давно не захаживали,Максим Григорьевич!

– Да я тут, рядом, все это время…

– Читал ваш Facebook – о сомнениях в нужности и важности Первомая…

– Просто хочу разобраться, что он для нас сегодня, зачем и стоит ли что-то менять.

– Не боитесь задеть за живое? Все-таки любимый народом праздник.

– Конечно, боюсь – живое все-таки. Но, чувствую, надо. Слишком многие вещи мы стали объявлять незыблемыми. Слишком часто отказываем себе в осмыслении (я уж не говорю о переосмыслении происходящего). Привычка последних лет: лепить стикеры «не трожь – святое!» на все, до чего руки дотянутся. И ладно бы действительно за этим стояло что-то сакральное. Тут же – смысловая конструкция, во многом искусственная. А даже импортированная.

– Но сегодня-то это для нас – нация-образующее мероприятие.

– «Нация-образующее» – это то, без чего нация рискует потерять идентичность: язык, культура, общественные институты. И здесь определяющим является потребность со стороны общества. В нашем же случае уместнее говорить о «система-образующем»–том, на чем основана система политического управления. Когда все определяют интересы режима. Где, помимо органов власти, законодательства, а еще должным образом выстроенных СМИ, густо представлены организованные и профинансированные свыше проекты.

– По-моему, вы усложняете.

– Ладно, упрощу. Вспомните, что произошло после отказа в господдержке с ноябрьской демонстрацией. Она попросту умерла. За ненадобностью. И ничего – нация устояла. Так и тут: без государственного патроната первомайская демонстрация – в своем нынешнем виде – продержится весьма недолго.

– А по-моему, идеология давно ушла, осталась одна традиция. Как елка на Новый год. Или яйца на Пасху.

– Внешне – да.Эдакая весенняя движуха под всеобщий гомон и крики из репродуктора. Ритуал. Забава. А если еще и погода не подкачает (чай, не ноябрь), тогда вообще - шоколад! Тем не менее идеология никуда не делась. Она лишь мутировала,  став не столь откровенной, но оставшись не менее настойчивой даже под вывеской «Весны и Труда». Народу подспудно транслируется:

  • ты един и сплочен (иначе столько тебя сюда не пришлобы);
  • Большой Брат слышит тебя (знает о твоих бедах – читает твои транспаранты);
  • Большой Брат любит тебя (вон какой праздник тебе справил).

А ты и не против – тебе приятно ощутить себя частью чего-то большого и важного.

Однако народ многолик, всяк и разен. Даже если построен в колонны и приведен к трибуне.

– Но ведь в некотором смысле это рупор. Коммуникация.

– Рупором все это назвать язык не поворачивается.Ну, сами посудите.

-     Даешь достойную зарплату! – несут счастливые первомайцы.

-     Даешь –не возражают руководители.

-     Слава Человеку Труда! –не унимаются коллективы и профсоюзы.

-     Слава –вторят официальные лица.

-     Работу молодежи! –навешивают снизу.

-     Не вопрос –отбивают сверху.

-     Мир, Труд, Май! –настаивает Колонна.

-     В яблочко! – умиляется Трибуна точности формулировок.

Это – коммуникация? О чем-то новом власть узнала во время своего стояния над людьми? В итоге хоть одна проблема была решена?

– Но люди верят. Надеются.

– Не верят и не надеются. Людям просто нравится сдабривать незатейливую радость значимостью происходящего. Поэтому от идеологической подложки отказываться никто не собирается. Несмотря на упомянутый ребрендинг. И потом. Худрук (государство, которое себе не враг) нам говорит: «Никаких митингов и самодеятельных шествий! Вам дали день и место – ими и пользуйтесь. Все претензии – оптом». Однако опт всамделишных, не «праздничных» недовольств – за работу, здоровье, экологию, зарплаты, свободы –  не складывается. Зато жанровый опт – в смысле совмещения челобитных с гуляньями – используется по полной. Что, кстати, весьма остроумно – совмещать канализацию негодований с празднествами: в итоге первое растворяется во втором, и желание поябедничать уступает желанию расслабиться и получить удовольствие. Прием давний, известный. Так что ни о чем другом, кроме как о «славе человеку труда», всерьез просить и в голову не приходит. В итоге и мухи сыты, и котлеты целы.

– Вот и отлично – все довольны.

– Сытые мухи – еще не признак сытой России…Вообще, если бы демонстрация была дана на откуп Колонне, думаю, изменения не заставили бы себя ждать. Скажем, такие.

  • Отказ от трибуны– как композиционного рудимента (не хватало еще возложения даров к ее подножию!). Каюсь, сам пару раз оттуда возвышался. Взирая и внемля–сверху вниз. Ощущение престранное. Физически трибуна пусть остается – как архитектурная форма. Как сцена. Памятник.
  • Трансформация жанра. Привнесение карнавальных ноток (а то и вовсе превращение в полноценный карнавал). Учитесь у театра кукол «Сказ», благодаря которому шарико-флажковое течение масс приобрело новую эстетику.
  • Смена риторики. Совдеповские кричалки заменить нормальным человеческим языком. А выхолощенные плакатные сентенциис эпизодической претензией на проблематичность – веселыми неожиданными фразами. Так– весеннее. И честнее.

Кстати, вот уже 15 лет вот уже в 21 городе набирает обороты первомайская Монстрация. Как кривое зеркало Демонстрации, отражающее ее идейную прогорклость. Среди прочего там было замечено: «Покажите меня по телевизору!», «Потерял совесть», «Нашел совесть– верну за вознаграждение», «Система, ты чо такая нервная?» и др.

– То есть  вы категорически не хотите признавать Первомай площадкой для решения проблем?

– Не хочу. Проблемы нужно решать там и тогда, где и когда они возникают. И чем раньше власть отважится говорить с людьми в конструктивном режиме, тем лучше (но это совершенно отдельная и серьезная тема). Первомай же себя в этом смысле изжил, и попытки вернуть ему изначальное предназначение окажутся тщетны. Так что давайте оставим людям только праздничную составляющую этой традиции.

– Ну, вы и разошлись! Прям «взять все да и поделить».

– Понимаю, радикально. Рискую нарушить сложившееся заздравие и остаться непонятым. Но, это всего лишь приглашение – на подумать. А кроме того, известно, что «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым». Так почему бы новоуральскому (да и прочему) человечеству наконец-то не посмеяться– думаю, такое прошлое того стоит.

– Я подумаю.  Возможно, и посмеюсь.

 С Максимом СЕРГЕЕВЫМ беседовал Валерий ЛЕНДЕНЕВ

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.