Главная » Материалы » ТОЧКА ЗРЕНИЯ » Новая модель бюджетирования: опыт, проблемы, необходимость

Новая модель бюджетирования: опыт, проблемы, необходимость

Обычное дело в Новоуральске, когда загодя до выборов начинают муссировать «вкусные» темы: создание технопарков или особых экономических зон, выкуп правительством области активов обанкротившегося АМУРа или погашения мэром задолженности по зарплате отчаявшимся работникам этого предприятия. И это только малая часть предвыборных иллюзий. Естественно, бывает всякое, волшебство, если оно случается, то непременно в предвыборную кампанию. В основном вновь избранные сразу же после выборов забывают об обещаниях, так как понимают, что сбывшаяся мечта, основанная на иллюзии, радости не приносит.

Из очередного заседания Ассоциации глав закрытых административно-территориальных образований, прошедшего 4-5 марта в Новоуральске, стало известно о том, что «РОСАТОМ» ОТДАСТ БЮДЖЕТЫ СВОИХ ГОРОДОВ НАСЕЛЕНИЮ К ВЫБОРАМ» (http://pravdaurfo.ru/articles/rosatom-otdast-byudzhety-zato-naseleniyu).

В этой статье Госкорпорация предлагает отнять у населения право избирать главу города на выборах, взамен ввести партиципаторные бюджеты, в расходовании которых будет принимать прямое участие население. И это в то время, когда большую часть жителей шокировало заявление председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера о скором открытии города.

Если я правильно разбираюсь в демократии, то целями партиципаторной демократии являются всесторонняя демократизация общества, а также социальная эмансипация и самореализация личности. Предлагаемую Госкорпорацией модель укрепления системы управления муниципалитетами я бы отнес к плебисцитарной, которая предполагает ограничить возможности непосредственного влияния жителей города на решение проблем.

Все бы ничего, но уже 3 марта на заседании Законодательного Собрания большинством голосов была принята инициатива главы города Лесного В. В. Гришина по избранию главы ГО из числа депутатов. То есть: в Лесном так или иначе избиратель будет участвовать в процессе голосования за депутата,  зная, что тот потенциальный глава города. Но инициаторы намереваются применить такую возможность и на действующий состав Думы, без самороспуска. На мой взгляд, это незаконно. Народ не давал такого права своим народным избранникам, он голосовал отдельно за главу, который сегодня должен сложить с себя полномочия.

Насколько мне известно, речь идет о едином подходе избрания органов местного самоуправления в городах ЗАТО. Согласно логике остальные закрытые города Свердловской области должны готовиться к «Лесной» модели и не игнорировать мнение населения. Однако  глава НГО  В. Н. Машков, заручившись инициативой ЛДПР о сокращении численного состава Думы с 30 до 20 депутатов, под шумок пытается изменить и систему их избрания (со смешанной на одномандатную).

Еще одна «мина» для оппозиции заключается в назначении главы из числа заявленных претендентов, отобранных комиссией, подобно тому, как назначают сити-менеджера. Это стало возможным после вступления в силу поправок в 131-й Федеральный закон.

По замыслу идеологов реформы, метод должен снизить социальную напряженность в муниципалитетах и повысить уровень доверия к действующей власти, полагая, что это можно достичь, назначив главу и дав народу не контроль и не формирование бюджета, а всего лишь участие в распределении свободных средств, которые не задействованы в реализации уже существующих программ.

Но стоит задаться вопросом, а будут ли вообще эти свободные средства во время затянувшегося на годы кризиса, или это скорей очередная иллюзия?

Известно, что предложенная модель предполагает для участия в бюджетном процессе из всех желающих выбирать только 15-20 человек, которые получают право влияния на бюджет. Кто эти люди? Если «за бугром» их определяет жребий, то с нашей практикой формирования Общественных палат потребуется только росчерк пера, например главы, и согласие претендента безукоризненно выполнять поставленные тем же главой цели и задачи.

Что касается самого процесса, то он состоит из нескольких этапов: семинары, комиссии, консультации в мэрии, выбор приоритетных проектов для реализации и создание рабочей группы.

Этот опыт Европе знаком более 20-ти лет, но у нас положительных откликов не заслужил (он был внедрен несколько лет назад в Сосновом Бору Ленинградской области и в Череповце Вологодской области).

По мнению научного сотрудника исследовательского центра ResPublica Европейского университета в Санкт-Петербурге Льва Шилова, для реализации модели партиципаторного бюджетирования необходимо обязательное выполнение ряда условий: отсутствие явных инфраструктурных проблем и коррупционных скандалов, согласие администрации на эксперименты в области публичной политики, а также активность местных жителей. Мягко говоря, таких тепличных условий на территории Новоуральского городского округа не создано.

Да, сегодня в России влияние граждан на многие процессы официально ограничивается публичными слушаниями, которые зачастую не предоставляют возможностей для взаимодействия горожан и представителей городской администрации. Но это лишь потому, что избиратель убежден в невозможности влиять на происходящее, а чиновники не заинтересованы давать гражданам доступную и понятную информацию. Очевидно, что без участия двух заинтересованных сторон – граждан и власти – подобная проблема не может быть решена.

Сегодня никто не лишен права участвовать в местном самоуправлении, как через избрание своих представителей в Думы различного уровня, так и напрямую. Если человек действительно заинтересован в решении каких-то вопросов, он идет и отстаивает свою правоту. И ни один чиновник либо депутат отказать в законном праве не может.

Исходя из вышесказанного, считаю, что предложение ввести новую модель формирования бюджета совершенно абсурдно.

 

Денис СИЗОВ,

депутат Законодательного Собрания Свердловской области

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.