Главная » Материалы » ТОЧКА ЗРЕНИЯ » Люди хотят лучшего

Люди хотят лучшего

В свете последних событий, происходящих в жилищно-коммунальной сфере Новоуральска, мы решили побеседовать с советником главы города по вопросам ЖКХ, представителем антикоррупционного комитета Анатолием Грачевым.

- Анатолий Николаевич, как вы расцениваете предложение ООО «УЖК «Новоуральская» о переходе на непосредственное управление многоквартирными домами?

- Это очередной способ уйти от своих долговых обязательств. Задолженность УЖК перед ресурсоснабжающими организациями на сегодняшний день составляет настолько значительные суммы, что они уже в принципе никогда не будут погашены. А это, в первую очередь, недоимки в бюджет.

Нам известны случаи, когда часть средств, которые жители перечисляли за коммунальные услуги, исчезала в неизвестном направлении.

Такая критическая ситуация привела к тому, что в прошлом году администрация буквально отлучила компанию от этих денег, приняв решение о прямом перечислении средств через муниципальный расчетно-информационный центр. То есть деньги сегодня идут напрямую ресурсникам, обходя счета УЖК.

- Вы верите в возможность уменьшения тарифов на коммунальные услуги при переходе на непосредственное управление?

- Я глубоко в этом сомневаюсь. И сама управляющая компания вряд ли сократит свои расходы за счет исключения пункта о работе с должниками и затрат по учету ресурсов, поступающих в дома. В любом случае эта проблема никуда не денется, а станет головной болью коммунальных предприятий, которые будут вынуждены увеличить штат для решения данного вопроса. А возникшие при этом расходы будут включены в тарифы и, соответственно, возложены на жителей.

Но сами собственники могут сэкономить за счет общедомового двухтарифного прибора учета электроэнергии, на сегодняшний день он установлен где-то в 400 многоквартирных домах. Оплата уменьшается на четверть, то есть, предположим, вместо 300 рублей платят 230 с квартиры. Это действительно реальное снижение платежа за электроэнергию.

- В городе есть еще управляющие компании. Они поддерживают позицию УЖК «Новоуральская» о смене способа управления?

- Дело в том, что на обслуживании УЖК «Новоуральская» около двух миллионов квадратных метров жилого фонда, а это 95% рынка. Кстати, подобное запрещено антимонопольным законодательством, за что на УЖК наложены ограничения еще с 2012 года. На самом деле должно быть несколько конкурирующих организаций. Но те альтернативные управляющие компании, которые у нас есть, достаточно слабы для конкуренции. Самая крупная из них – «Ассоль» обслуживает всего 60 тысяч квадратных метров жилья. А для того, чтобы подобная организация была более-менее рентабельной, ей требуется иметь в управлении от 300 тысяч квадратных метров. Конечно, и у них есть долги, но в силу размеров самих компаний речь идет о незначительных суммах.

- Что ожидает УЖК «Новоуральская», если собственники откажутся от ее услуг, перейдя на непосредственное управление?

- По большому счету, долги в 450 миллионов рублей ведут подобные компании к неизбежному банкротству. В ином случае, не стоит забывать, что, кроме коммунальных услуг, компания оказывает еще и жилищные услуги, включающие в себя содержание и ремонт жилья, и в этой части отношения сохранятся, так определяет действующее законодательство. Но больше нельзя допускать, чтобы управление нашим имуществом производилось так, как это делается сейчас. Если в среднем по области капитальный ремонт квадратного метра стоит 3 тысячи рублей, то УЖК «Новоуральская» на те же работы тратила в три раза больше.

Город делал собственные расчеты среднего тарифа затрат на управление, он составил 2 рубля 12 копеек, а у «Новоуральской» - 4 рубля.

Под большим вопросом и сам факт предоставления тех услуг, которые являются прямыми обязанностями управляющей компании. Два раза в год должны проводиться плановые осмотры: приходит сантехник, проверяет тепловой режим, систему отопления, смотрит, как греет, заполняется, сливается. Только эти работы никто не проводит, несмотря на то, что их стоимость включена в тариф. У меня в квартире недавно пропало электричество, вызвал электрика, оказывается, все автоматы сгорели. А ведь если бы, как и положено, проводились профилактические работы, то ничего подобного бы не случилось. Управляющая компания реагирует только на аварийные ситуации, но если профилактикой не заниматься, то дом, в конце концов, придет в упадок.

Раньше дворники чистили снег до асфальта. По двору можно было и пройти, и проехать, так что деньги действительно за дело брались. А с приходом УЖК взят курс на механизированную уборку: два раза за сезон машина проедет по двору, и толку от этого нет. Количество дворников резко сократили, а те, что еще работают, обязаны убирать территорию, которую физически невозможно охватить.

Кроме того, за пределами любого понимания тот факт, что управляющая компания прописала в договоре пункт о безвозмездном использовании имущества жителей, например того же подсобного помещения или колясочных. А ведь такое возможно только с разрешения общего собрания собственников или хотя бы в целях получения прибыли для жителей, а не для собственных целей.

Бесспорно, что сотрудничать дальше на таких условиях просто неприемлемо. Этот договор однозначно подлежит пересмотру с включением туда четких обязанностей УЖК и обязательного контроля со стороны собственников. Пришел слесарь заменить вентиль, так пусть пригласит представителя Совета дома, заменит на его глазах и даст расписаться в акте выполненных работ. А то на практике получается, что договор на выполнение работы есть, отчет о якобы проделанной работе есть, но нет никакого акта о принятии результатов работы. Это является неисполненным обязательством по договору на оказание услуг. Читал я такие отчеты УЖК: повесили на подвал винтовой замок, который и пятидесяти рублей не стоит, а пишут, что купили его якобы за 570 рублей. На современном языке это называется освоением средств. А ведь это все – деньги жителей, которые имеют полное право попросить отчет об их использовании.

Поэтому я считаю, что если переходить на непосредственное управление, платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям, то и инженерные сети тогда лучше передать им, так как они будут более заинтересованы в их исправности, чем управляющая компания.

- Какова, на ваш взгляд, позиция населения?

- За последнее время приняли столько законов и нормативных актов, что за всем не уследишь. Люди находятся в тупике. Хотят лучшего, но не знают, как этого достигнуть. Активное население – это люди предпенсионного и пенсионного возраста, их действительно волнуют эти вопросы, они пытаются вникнуть, разобраться в ситуации. А остальным, к сожалению, просто все равно, надеются, что государство все сделает, обслужит их, обеспечит условия содержания домов и заставит работать управляющую организацию. Но, на мой взгляд, комитет по ЖКХ и ЖП городской администрации от этой проблемы устранился, а жилищная инспекция от нас далеко. Многие даже и не знают, куда можно обратиться со своей жалобой. В итоге получается, что только малая часть населения пытается призвать компанию к исполнению своих обязанностей в полном объеме в соответствии с условиями договора и нормативными документами.

- А что делается с вашей стороны?

- В настоящее время мы готовим иск и, думаю, создадим прецедент, так как ни один суд никогда не скажет, что УЖК имеет право на излишки собранных с населения средств.

Собственники просто недополучают информацию, не знают своих прав, а ведь давно уже могли бы ими воспользоваться и вернуть свои деньги.

- Анатолий Николаевич, поделитесь своими предположениями о том, каким образом решится вопрос о способе управления?

- Я думаю, УЖК не удастся добиться своего. Мы проводим и будем дальше проводить работу с населением. Объяснять, что непосредственное управление – это преждевременная мера. Управляющая компания «Новоуральская», оказавшись по воле своей в критической ситуации, решила выбрать самый легкий путь – отказаться от своих обязанностей в отношении коммунальных платежей, даже не отчитавшись перед собственниками, куда и на что ушли их деньги. Не рассчитываясь по долгам, УЖК может вообще оставить жителей наедине с ресурсниками.

По своей сути, управление жилым фондом именно управляющими компаниями – неплохой способ для многоквартирных домов, тем более что есть устоявшаяся практика, но, еще раз повторюсь, нужно подкорректировать договор и взять его исполнение под строгий контроль.



Жанна ОБЛОМКИНА

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.