Главная » Материалы » ТОЧКА ЗРЕНИЯ » Грамотный пешеход - это, в первую очередь, живой пешеход

Грамотный пешеход - это, в первую очередь, живой пешеход

Вот уже почти десять лет я кричу о давно перезревшей и требующей кардинального государственного решения проблеме. Уверен, что кто-то скептически отмахнется и назовет всё написанное ниже не заслуживающей внимания темой. Не будем спешить с выводами - прочтем и крепко подумаем. И подсчитаем плюсы и минусы моего предложения.

Чрезвычайно высокая смертность на дорогах России - это факт. Гибнут и дети, и взрослые. И невооруженным глазом видно, что происходит это не столько по вине водителей, сколько из-за вопиющей неграмотности пешеходов. Особенно детей. И вот на фоне этой кричащей статистики никто из высокопоставленных чиновников не может или не хочет найти и внятно предложить пути, ведущие к значительному сокращению смертности на дорогах.

А ведь ларчик просто открывается. Ликбез!!! Причем на государственном уровне, а не отданный бизнесу (автошколам) и отдельным подневольным энтузиастам в общеобразовательных школах для галочки. Разовые мероприятия и лекции для малышей, плакатики на стенах школьных коридоров… Всё это показуха. И эффект от неё ничтожен.

 

Пешеход - равноправный участник дорожного движения

На дворе двадцать первый век. Автотранспорт заполонил улицы городов настолько плотно, что давно пора бы чиновникам от образования подумать над тем, что  давно назрела необходимость изучения в общеобразовательной школе, скажем, Правил поведения пешехода на дороге (ПППД) с 1-го класса, причем как одного из обязательных предметов. А в старших классах (по желанию) - изучение Правил дорожного движения с практикой для получения в последующем водительских прав. Выпускной экзамен обязателен!  Все это давно необходимо было сделать, потому что обучение маленького гражданина РФ безопасному поведению на дороге (неотъемлемой части его бытия), должно быть целью государства, или это и не государство вовсе.

И не нужно перекладывать всю ответственность за это на родителей - папу, маму, бабушку, дедушку (не обучили, не научили). Нужно отдавать отчет, что не всегда то, что мы хотим получить от родителей, получаем. Причин много. Главная объединяющая все - человеческий фактор. Они, родители, в своем большинстве сами неграмотны в этом вопросе. А вот государство может и, уверен, обязано научить своих подрастающих граждан оставаться живыми и здоровыми, а значит,  думающими, изучившими предмет досконально, а не быть повально безграмотными участниками дорожного потока, "плывущими по течению" проезжих частей страны. Пешеход - равноправный участник дорожного движения. Так почему мы отказываем ему в праве изучать Правила ДД так же, как математику, русский, литературу и др. Ведь государству нужен не только образованный гуманитарий или технарь, но еще и живой. Ведь реалии жизни никто не отменял, и проезжая часть - это часть жизни ещё и пешехода, а не только водителя. Поэтому нам просто необходимо обязательное воспитание культуры поведения пешехода для его же безопасности. Кто этого не понимает - просто слеп и легкомыслен.

 

Цель предмета - ликвидация пешеходной безграмотности

Для начальной школы. Правила поведения, коварные ситуации на  дороге: ослепляющий свет фар встречных автомобилей, темное время суток, дождливая погода, темная одежда. Водитель - обыкновенный человек и может не заметить ребенка (ослеплен, болен, нетрезв, пешеход неосторожно, легкомысленно выскочил на дорогу) плюс блики, дождь и многое, многое еще. Машина – железка, она не думает и не видит. И наконец, изучение значения дорожных знаков с 1 класса значительно тверже закрепит у маленького человека понимание дороги и ее негласных законов.  На сегодняшний день это знание и понимание поверхностное или его вовсе нет.

Ребенок должен и имеет право знать с 1-го класса, что он как пешеход, конечно, прав на пешеходном переходе, это естественно, но… ох уж эта излишняя самоуверенность. Слепая уверенность в своей правоте зачастую приводит человека к тому, что он погибает или становится калекой, увы. Ему на том свете от сознания своей правоты легче не будет. Детей нужно учить этим дорожным премудростям. И вот это "нужно" просто необходимо закрепить обязательностью этого предмета в школе с 1-го класса, присвоить ему статус обязательного на государственном уровне. А не по усмотрению руководства отдельно взятой школы и в неурочное время. Достаточно, думаю, одного или двух учебных часов в неделю. И на протяжении 8-10 лет. И очень глупо и не по-государственному этого не понимать и перекладывать ответственность на папу с мамой, на семью. Подчеркиваю - не по-государственному. Мы же не перекладываем на родителей ответственность за последствия изучения или неизучения их детьми математики, литературы и т.д.

И в завершение подсчитаем плюсы и минусы этого мероприятия.

ПЛЮСЫ:

Первый - более глубокое и продолжительное изучение ПДД в противовес ныне существующим жалким учебным часам в автошколах даст более глубокое знание предмета.

Второй - значительный ликбез не только для пешеходов, но и для будущих водителей.

Третий - длительное (10 лет) изучение ПДД значительно поднимет культуру поведения гражданина на дороге и понимание водителями пешеходов, а пешеходами - водителей.

Четвертый - исчезновение предпосылок и мотивации для подпитки мздоимства и коррупции в сфере деятельности автошкол и ГИБДД при получении водительских прав.

Пятый - гарантированное трудоустройство для инструкторов автошкол в качестве специалистов-педагогов общеобразовательной школы.

Ну, а минусы - их нет.

Сегодня жить вне дороги невозможно - это реальность. И учиться своей безопасности имеют право и обязаны (!!!) не только водители, но и пешеходы.

 

Я насчитал 5 плюсов и ни одного минуса. Возможно, я что-то не учел. Возможно, плюсов значительно больше. Может, кто-то найдет и минусы.

Давайте обсудим.

 

Владимир КАЙГОРОДОВ

 

P.S.:

Попробуйте-ка уберите русский язык и математику из школьной программы - и через 10 лет пожнете, что посеяли. И не спасет даже то, что все стены в школах будут увешаны огромными плакатами с правилами правописания по русскому языку, таблицами умножения, теоремами и аксиомами. Жалкие единицы учеников, жаждущих знаний, будут их читать, ведь никто не спросит на уроке и оценок в дневник не поставит. Так понятно? Это к вопросу о необходимости введения предмета ПДД в школьную программу:  все эти красочные плакатики на стенах школьных коридоров имеют нулевой эффект.

И еще. Когда-то давно, когда обязательное народное образование попросту отсутствовало, тоже слышались реплики: "Зачем народу образование? Для этого есть писарь, ну или барин. Они и прочтут, и напишут крестьянину, если понадобится". Сегодня та же история с грамотностью на дорогах. ХХI век!

Было отправлено такое же письмо в МинОбрНауки РФ. А перед Новым годом пришел ответ. Кажется, прислушались. Лед тронулся! Смысл ответа таков: «Осталось учебники написать и напечатать». Скорее бы! Гибнут ведь дети!

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.