Главная » Материалы » ТОЧКА ЗРЕНИЯ » Бесплатный, но ценный совет

Бесплатный, но ценный совет

В интересное время мы с вами, уважаемые сограждане, живем: как будто кто-то свыше эксперимент какой проводит. Его суть – проверить на собственном опыте пословицы и поговорки, рожденные нашим народом века назад. Не обманешь – не проживешь. И особенно это очевидно в торговле, где сегодня обманщикам воля вольная, ведь еще действует и другая – не пойман – не вор.

Высказывая свою точку зрения на обозначенную проблему, обращусь к недавней публикации в нашей газете (см. № 42 «НГГ», стр. 6-7, «Пассивность потребителя развязывает руки продавцу»). Надеюсь, что это возвращение к напечатанному тоже поможет нашему читателю составить объективную картину о том, кто, как и где может сегодня помочь обманутому новоуральцу защитить свои потребительские права…

Думала, на этом вступление и закончу. Ан нет! Вспомнилась еще одна наиважнейшая для нас сегодня пословица – про спасение утопающих. Коли мы строим (или уже построили?) демократическое правовое государство, то сами должны и обязаны знать свои права и уметь их отстаивать. В этой борьбе за справедливость глупо надеяться на это самое государство. В этом я на 200% согласна с председателем Свердловской областной общественной организации «Уральское общество защиты прав потребителей» Артемом Кощеевым, который дал интервью коллеге Жанне Обломкиной.

 

Покупатель – это…

Покупатель, потребитель – как кому угодно – должен сегодня быть со здоровыми ногами, потому как в любом супермаркете порой придется покружить в поисках нужного товара, а потом отстоять очередь в кассу.

Крепкие нервы пригодятся для поединка с работниками нашей уважаемой торговли – вдруг тебе захочется узнать, кто и где произвел, например, конфеты «Ромка + Машка», или почему кильку засолили не в море, где поймали, а в местах, где и речки-то нет.

Думаете, другие покупатели в этом случае будут солидарны с вами? Ничуть! Вы вполне можете услышать: «Не задерживайте очередь!» Или «Она-то откуда знает!».

И сами работники торговых залов беззастенчиво выдают «полную достоверную информацию» о товаре: «Я что, пробовала его?».

Только попробуйте потребовать сертификаты, накладные, еще какие-то документы, могущие пролить свет на качество или срок годности товара, как предлагают поступать в подобных случаях правозащитники! Такое о себе услышите! Проще взять ноги в руки и пойти в другой магазин.

Покупатель также должен иметь отличное зрение или брать с собой лупу, чтобы на упаковке прочитать то, что написано мелким-мелким шрифтом про всякие Е, которые могут расстроить его пищеварение. Или чтобы рассмотреть качество товара, плесень на костромском сыре, к примеру, или срок годности полуфабрикатных котлет.

Кроме того, покупатель сегодня – это как минимум физкультурник, имеющий значок «ГТО», товаровед, следователь, а еще бухгалтер и контролер. Вон сколько «смежных» профессий освоить надо!

Не каждому с руки зарядкой в магазине заниматься. Надо быть гимнастом, чтобы посмотреть, сколько стоит банка кофе с самой нижней полки витрины.

Думаю, кому-нибудь приходилось и до истины докапываться – отклеивать слои бумажек с обозначением срока годности. Не знаю, какое там по счету правило торговли, но… Не купили товар – не нести же убытки, проще новую бумажку на старую наклеить. Или упаковку поменять.

Во многих современных продовольственных магазинах вы видели контрольные весы? Зачем они! Вдруг вам в голову взбредет проверить вес товара, а там граммов 20 не хватает!

Порой на электронных весах приходится искать заветное окошечко с цифрами: вес товара, цена за кг, сумма, с которой предстоит расстаться. Оно окружено плотным кольцом фруктов-овощей, и тебе никогда не узнать, сколько граммов в трех апельсинах. Да и кассу порой не отыскать, она спрятана в мини-витрине за жвачками, «Марсами» и «Сникерсами».

Глаза да глазоньки на выходе пригодятся – чтобы проверить соответствие продуктов в корзине названиям в чеке (если, конечно, тебе его дали), вдруг отбили дважды. Случайно, намеренно – пойди потом выясни.

А некоторые продавцы так виртуозно работают, что мгновенно сумму твоей покупки называют. С такими способностями им бы не за прилавком стоять, а заведовать кафедрой математики в Оксфорде!

Откуда, спросите, такие выводы?

 

Из личного опыта

Это подтверждает и Артем Кощеев в публикации, от которой я оттолкнулась, высказывая свою точку зрения. «А в потребительской сфере Новоуральска творится беспорядок. Продавцы, предприниматели ничего не боятся, даже не разговаривают с пострадавшим покупателем, хоть и осознают обоснованность его претензий»…

Да, совестливые продавцы есть. Или просто они знают, кого можно обманывать? Недавно на рынке продавец откровенно призналась мне, что красивая жареная курица – долгожитель витрины. А молодой таджик вернул лишнюю десятку, которую я по ошибке ему передала (ну не умею считать, цифры – это не мое!). Видел ведь, что мой «калькулятор» не работает, мог и умыкнуть эту десятку.

Еще знаю продавщицу в возрасте, которая обязательно предупредит, что перцы или бананы не первой свежести, а предприниматель уценять не собирается. А виноград вот хороший. И откуда картошка с моркошкой родом, она знает.

Есть, конечно, хорошие реализаторы, так их предприниматели частенько называют. Но чаще приходится встречаться с «беспорядком».

За примерами далеко ходить не надо. Их немало, и, как говорится, проверено на себе…

Подхожу в магазине к холодильнику с мороженым, выбираю, а далее – диалог.

- Мне мороженое за 12 рублей.

- Где оно? (Две молоденькие продавщицы начинают изучать витрину со своей стороны.)

- Вот ценник лежит. (Причем прямо на товаре, а не приклеен скотчем к краю холодильника.)

- Так это 20 стоит.

- А где за 12?

- Нет его, еще вчера продали.

- Тогда уберите ценник…

Думаете, бросились убирать? Даже не шелохнулись. Посмотрели с вызовом – мол, че те, тетка, надо.

Вечером из принципа зашла в этот магазин – ценник и не думал исчезать! А мороженого по этой цене не было…

И это во всех крупных магазинах – ценники редко лежат на соответствующих продуктах! И не ждите от продавцов откровения о возрасте выложенного на витрине товара. «Вчера привезли», «У нас не залеживается», «утренний привоз» и т.д., и т.п. А если задаться целью и рано утром подойти к тем же витринам… Конечно же, убедитесь, что далеко не «утренний привоз»…

Решила как-то по пути купить фрукты в палатке. Окошечко с цифрами – лицом к потребителю. Обратила внимание на итог – больно уж подозрительная сумма. В качестве «контрольной закупки» выступили бананы. И опять круглая сумма – 20+30, и ни рублем, ни копейкой больше или меньше, словно кто-то под прилавком калибровал фрукты. Ошарашенно держу в руке 50 руб. (такую-то арифметику я осилю). Продавщица протягивает руку.

- Давайте.

- Сколько я должна?

- Вы же смотрели, считали!

И - тра-та-та, как из пулемета. Про то, что ей мои деньги не нужны, сама бы тут поработала…

В непродовольственных магазинах – не лучше. То тут же подскакивают – «вам что-то подсказать?», то ходят по пятам – чтобы ты не украл, то пытаются навязать что-то из одежды («вам так идет», хотя за версту видно: платье сидит, как на корове седло), то демонстративно решают по телефону свои личные проблемы.

И снова вы тщетно пытаетесь узнать полную информацию о товаре. За версту видно, что madе in баба Нюра, а тебе говорят - от Версаче.

 

 

Виновата ли администрация НГО?

Обратимся к началу интервью председателя Уральского общества защиты прав потребителей». Коллега пишет: «Видимо, местные власти считают, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, раз пошли на упразднение комитета по защите прав потребителей, который когда-то существовал при администрации». Ее собеседник такого же мнения: «Но поскольку работа проводилась на безвозмездной основе и финансировалась из бюджета, администрация, видимо, посчитала, что это нецелесообразное использование средств».

Да местные власти – за нас с вами! И отдел по защите прав потребителей в администрации  упразднен в связи с изменением законодательства, была создана новая госструктура – Роспотребнадзор. Вышестоящие законы муниципалитетами должны исполняться неукоснительно! Поэтому и осталось у сотрудников отдела малого и среднего предпринимательства (он является частью комитета по экономике и инвестиционной политике администрации НГО) только консультирование.

Этот закон и другие, принятые Государственной Думой, подлежал неукоснительному исполнению всеми городами и весями страны. В том числе и закон, призванный не «кошмарить» отечественный бизнес. Поэтому на потребительском рынке страны и беспорядок, все норовят нас за нос водить: производители, поставщики, реализаторы.

Но есть у нас к кому обратиться за помощью! В уже упомянутом отделе малого и среднего предпринимательства администрации бесплатно проконсультируют, а также в региональной общественной организации по защите прав потребителей Свердловской области «Центр защиты прав потребителей «Потребительский надзор-96» (тел. в Новоуральске: 7-47-95). В Центре помогут документы составить и оформить – тоже бесплатно. К вашим услугам и юридическая компания «Монополия» (тел.: 7-48-72), здесь оплата консультации символическая – 10 рублей.

Можно пожаловаться  в межрегиональное управление №31 ФМБА России, если дело касается некачественных продуктов или нарушения САНПИНов.

 

От пассивности – к действию!

«Можно найти много оправданий, чтобы не связываться с недобросовестными продавцами, но ведь можно найти столько же причин и для защиты своих прав!» - сказал в конце интервью Артем Кощеев (еще раз – см. «НГГ» № 42). Не рассказывать знакомым, как вас обсчитали в магазине или подсунули испорченный товар, не звонить в СМИ («напишите, опозорьте их», но кого – не называют, боятся, как и свои ФИО утаивают), а консультироваться у специалистов и отстаивать свои права.

Закон есть, хороший, но он плохо работает - потому что мы им не пользуемся. Настала пора закон, защищающий наши потребительские права, класть рядом с программой ТВ, и не только ветеранам. Сегодня, когда рубль упал, выживать придется. Ведь не все из нас дети олигархов, не у всех счета в трех банках, а на дачах денежные деревья растут. А цены…

Что лично я для себя решила в этой ситуации (вдруг кому-то еще это пригодится?).

Самое главное – в магазин идти, когда голова свободна от проблем – чтобы быстрее соображать и считать. Или калькулятор с собой брать.

Просить продавца взвешивать ровно 200 или 300 граммов, а не столько, сколько его рука захватила. Так считать легче. И деньги, видимо, давать надо как на юге - под расчет, копеечка в копеечку, без сдачи. Ну и пусть скрягой считают.

А еще нуль на весах искать надо, чтобы лишние граммы к вашей покупке не присоединились невзначай. А все сыпучие продукты неплохо бы самому взвесить, можно и в другом отделе магазина. Если усохло или утряслось, пусть пересчитывают.

А деньги считать, как и рекомендуют, не отходя от кассы. Некоторым продавцам стыдно становится, и они недосдачу тут же ликвидируют. Действует!

Еще раз соглашусь с председателем Уральского общества защиты прав потребителей: закон о защите наших с вами прав давно должен стать настольной книгой каждого. Хороший совет дал Артем Кощеев! Бесплатный, но ценный! Остается только следовать ему.

 

Надежда СТАХЕЕВА

Р.S. Артем Кощеев высказал и такую мысль: из контролирующих органов в Новоуральске остались только полиция и прокуратура, у которых работы хватает и без того. «Максимум, что они делают в рамках защиты прав потребителей, так это  проводят плановые мероприятия, но с нами по этому вопросу они не сотрудничают».

Так ли оно? Об этом – в следующем номере  нашей газеты. 

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.