Главная » Материалы » ПОЛИТИКА » КОИБ нарушает принципы избирательного права

КОИБ нарушает принципы избирательного права

Новоуральской ТИК 13 июня 2017г принято решение № 8/41 об использовании комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) на выборах Думы НГО 10 сентября 2017 года. При этом ТИК «руководствовалась ст. 77 Избирательного кодекса Российской Федерации» и «Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов…», утвержденной постановлением ЦИК России от 06.07.2011 N 19/204-6.

В данном случае ссылка ТИК на статью 77 Избирательного кодекса Российской Федерации некорректна. Официально такого документа не существует. По-видимому, авторы решения имели в виду  Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Но статья 77 в этом законе называется «Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума». Причём здесь установка КОИБ?

 В инструкции ЦИК «О порядке использования технических средств подсчета голосов» и в Избирательном кодексе Свердловской области не предусмотрен контроль со стороны кандидатов в депутаты, их наблюдателей, доверенных лиц и СМИ за процессами подготовки исходных данных для КОИБ и  за процессом ввода исходных данных на флэш-карты (ключевые носители информации) для КОИБ.

Таким образом, на избирательных участках при оснащении их КОИБ невозможно обеспечить принцип гласности при подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов.

Кроме того, в инструкции ЦИК сказано: «Участковая комиссия, применяющая КОИБ-2010, дополнительно должна быть обеспечена сменным внешним носителем информации с записанными на нем исходными данными о проводимых на избирательном участке выборах, подготовленными на КСА ГАС «Выборы» вышестоящей комиссией (далее - ключевой носитель информации), который используется в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования».

 То есть нарушается и принцип независимости участковых избирательных комиссий. Их деятельность подменяется группой программистов и системных администраторов, бесконтрольна со стороны членов УИК, кандидатов, доверенных лиц и наблюдателей, готовящих исходные данные для голосования избирателей и загружающих их на флэш-карты (ключевые носители информации) для КОИБ под руководством вышестоящей избирательной комиссии и неустановленного круга лиц.

В участковых избирательных комиссиях пониманием о том, какие исходные данные загружены в КОИБ, теоретически могут обладать только «операторы КОИБ-2010 – члены участковой комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации КОИБ-2010». То есть всего один-два человека в комиссии. Остальные, включая её председателя, как правило, понятия не имеют, какие программные коды заложены внутрь ключевого носителя и кем.

Кроме того, при одновременном использовании и КОИБ, и видеонаблюдения на участках нарушается принцип тайны голосования. Это обусловлено тем, что и КОИБ, и видеокамера запоминают точное время ввода бюллетеня в КОИБ и при сопоставлении данных с обоих устройств неопределённый круг лиц может установить, кто за кого проголосовал. Также нарушается тайна голосования и при так называемом «оказании помощи избирателям» - при вводе избирательного бюллетеня в КОИБ (а фактически – постоянном контроле за этим) одним из членов УИК. 

Считаю необходимым напомнить, что согласно Конституции России «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ст.3 Конституции РФ). «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст.3 Конституции РФ).

 Во исполнение основных положений Конституции России и обеспечения ключевых принципов избирательного права (гласность при работе и независимость избирательных комиссий, тайна голосования) Новоуральская ТИК может и должна отменить своё решение  № 8/41 от 13 июня 2017г.  об установке КОИБ, а кандидаты в Думу НГО, заинтересованные в чистоте выборов, имеют право подать заявления об отмене этого решения в ТИК и в суд.

Владислав АВЕРЬЯНОВ,

адвокат, соучредитель Межрегионального Центра Прав Человека (МЦПЧ)

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.