Главная » Материалы » ОБРАЗОВАНИЕ » С любовью к малой Родине

С любовью к малой Родине

«Подлинное краеведение – это не только краезнание, но и краелюбие», - писал российский историк и краевед С. О. Шмидт. В том, что свой край любят и с удовольствием изучают не только взрослые, но и дети, мы смогли убедиться на V малых новоуральских Краеведческих чтениях 28 ноября в Детской библиотеке.

Докладчиками выступили учащиеся школ и дошкольники. В этом году мероприятие, заявленное как городское, вышло за рамки Новоуральска – к нам приехали ребята из Политехнической гимназии Нижнего Тагила и школы имени А. Н. Арапова ГО Верх-Нейвинский. Новоуральцы были представлены школами №№ 40, 45, 48, 53, 54, 57, лицеями №№ 56 и 58.

Тема Чтений-2018 «Урал юбилейный» была предложена в связи с большим количеством юбилейных дат: 100-летие ВЛКСМ, сто лет с начала Гражданской войны, сто лет со дня расстрела царской семьи в Екатеринбурге – это только российского масштаба. На Урале тоже было немало значимых событий, представленных на конференции в самых разнообразных докладах. Надо отметить, что и у наших чтений небольшой юбилей – они пятые.

Как появились малые чтения? Пять лет назад председатель клуба «Новоуральский краевед» ветеран педагогического труда Ангелина Архиповна Акилова предложила организовать в Новоуральске краеведческие чтения – конференцию, где местные краеведы смогут представлять свои исследования, которыми занимаются порой на протяжении многих лет. К слову, эта конференция сразу же вышла за рамки города и стала областной. Тогда мы и не представляли, что чтения вызовут большой интерес у подрастающего поколения Новоуральска и дети тоже захотят представлять свои краеведческие изыскания. Юных исследователей в школах города оказалось немало, поэтому специально для них мы организовали малые чтения. Так и сложилось: в октябре свои доклады представляют взрослые краеведы, а в ноябре – дети.

В этом году 44 участника представили 32 доклада. Юные краеведы были поделены на три секции, в каждой из которых выступали ребята разных возрастов. Ведь один из главных принципов конференции – учиться друг у друга. Малыши – у взрослых ребят, старшие – у малышей. Бывает и так, что ученики младших классов представляют свои исследования в разы лучше, чем старшие школьники. И это радует: растет достойная смена.

Темы были разнообразные, интересные и актуальные. Одни  названия чего стоят: «Балконная находка», «Русский Паганель», «Дорожка героев», «Самолеты-призраки», «Не словом, а делом»… И, поверьте, содержимое докладов было не менее интересным!

Краеведческие чтения не являются конкурсом, а потому каждый участник, не боясь оценок судей или каверзных вопросов, выступал с максимальной отдачей, полностью погружаясь в свою тему.

Еще одной особенностью нынешних детских чтений было участие дошкольников. Самые маленькие исследователи из группы «Жемчужинки» детского сада № 47 МАДОУ «Росток» представили свои первые серьезные проекты, посвященные улицам Новоуральска. Несмотря на свой юный возраст, каждый дошкольник был на высоте. Нарядные, в одинаковых голубых галстуках, с улыбками на лицах, они увлеченно рассказывали об улицах, бульварах и  любимых уголках города. Хочется отметить руководителей, подготовивших малышей к чтениям, это Попова Илона Константиновна и Титова Юлия Геннадьевна. И, конечно, немалую роль сыграли родители – главные помощники своих одаренных детей.

Удивили гимназисты из Нижнего Тагила. Они создали настоящий методический материал о том, как можно на основе всего одного стихотворения изучить историю родного края. А их работы об уральском народе манси и самолетах-призраках на территории Свердловской области не оставили равнодушными никого.

Мы поинтересовались у юных нижнетагильцев и их руководителя, учителя истории Вероники Никитичны Турчаниновой, какие у них остались впечатления от нашего закрытого города. Новоуральск их, конечно же, впечатлил (хотя прогуляться они успели только по центру), ребята отметили схожесть некоторых зданий двух городов.  Очень понравился Новоуральский историко-краеведческий музей. По словам руководителя группы, наш музей отличает увлеченность сотрудников и их умение интересно преподнести краеведческий материал. А не это ли главное?

Необычные юбилеи представили воспитанницы Гульнары Фаритовны Останиной. Виктория Мушихина, ученица школы им. А. Н. Арапова, рассказала о Верх-нейвинском музее, отметившем недавно свой полувековой юбилей. Назвала она свою работу «Не словом, а делом…» - это, как известно, девиз династии Демидовых. А Ольга Останина (школа № 45) познакомила слушателей с культурно-просветительским проектом Публичной библиотеки «Светочи России». Ему исполнилось всего пять лет, но он уже успел зарекомендовать себя в городе и стал значимым событием среди людей, интересующихся православной культурой.

На чтениях прозвучали доклады о достопримечательностях уральских городов, отметивших круглые даты: Екатеринбург, Пермь, Кунгур, Ревда. Представили их ученики школы № 57 под руководством краеведа Александра Олеговича Жданова.

Не обошли стороной и знаменитых личностей-юбиляров. Так, Илья Копырин (лицей № 56, руководитель О.В.Копырина) познакомил участников секции с биографией путешественника, географа и писателя В. А. Обручева; Денис Завьялов (школа № 40, руководитель Л. П. Насонова) – с механиком-самоучкой Мироном Черепановым, изобретателем первого русского паровоза; Анжелика Скутина (школа № 40, руководитель А. А. Игнатова) – с комсомолкой Полиной Осипенко, именем которой названа одна из улиц Зеленого поселка в Новоуральске. Арсений Хайбуллин (школа № 54, руководитель Е. В. Колесниченко) помимо трогательного рассказа о своем дедушке – Герое Советского Союза Хайбуллине Кутлуахмете Кутлугалямовиче снял о нем замечательный мультфильм.

Серьезное аналитическое исследование «От комсомола к молодежным органам местного самоуправления» представили десятиклассницы из школы № 54 Дарья Крючкова и Полина Калинина под руководством А. Л. Самойловой. В первой части своей работы девушки рассмотрели историю комсомольских организаций Новоуральска, воспоминания комсомольцев. Вторую часть посвятили современной активной молодежи города – представителям Молодежной думы и Молодежной администрации. Можно сказать, что прослеживается некая преемственность традиций прошлого и настоящего.

Трио из 6 «В» класса лицея № 58 (руководители С. Н. Сапронова, Е. В. Харченко) комплексно исследовали минералы Уральских гор для подтверждения состоятельности легенды, связанной с поясом Нуми-Торума. К этому вопросу они подошли творчески – на основе имеющейся характеристики составили интерактивную карту «Пояс Нуми-Торума».

Самый необычный предмет для исследования был обнаружен на… балконе. Степан Олейников, шестиклассник школы № 40, нашел на балконе своей квартиры настоящий раритет – военный бинокль своего прадеда. Бинокль был выпущен в 1934 году и прошел всю Великую Отечественную войну. Степан окунулся не только в историю возникновения биноклей, но и в биографию своего славного родственника – ворошиловского стрелка Олейникова Ивана Петровича.

Не обошли вниманием и одно из главных юбилейных трагических событий – 100-летие начала Гражданской войны. Ученик школы-интерната № 53 Степан Малков под руководством Н. Н. Ведерниковой представил описание памятников, посвященных боям Гражданской войны, в окрестностях Новоуральска. Автор доклада исследовал и проанализировал немало литературы,  побывал у каждого памятника и сфотографировал их. В будущем он планирует создать туристский маршрут по мемориальным объектам, посвященным памяти погибших в Гражданской войне.

Еще одно путешествие было озвучено учениками 8 «А» класса школы № 48 (руководитель Л. Н. Галамагина) - по географической границе между Европой и Азией. Школьники решили в одном исследовании связать все пять знаков «Европа-Азия», расположенных на территории Новоуральского городского округа. И не только изучить уже имеющиеся материалы по данной теме, но и, по возможности, встретиться с авторами знаков. Первый этап пройден – участники необычного проекта сходили в поход на гору Медвежку и встретились там с В. А. Ломовым, установившим в 2006 году на вершине обелиск.

Конечно, все юные исследователи достойны высокой похвалы. Кто-то волновался и забыл слова, кто-то расстроился из-за неоткрывшейся презентации, но это не главное. Важно, что каждый из участников смог подняться на ступеньку выше. Исследование предполагает полное погружение в тему, анализ материала, знакомство с неизвестными ранее событиями и фактами, умением составить и правильно оформить работу и, наконец, владение ораторским мастерством. А краеведческое исследование – это еще и большая любовь к семье, школе, городу, краю. Не всё пока покоряется юным краеведам, но каждый из них может гордиться собой, потому что является патриотом своей малой Родины. А ведь без любви к Родине малой не может быть любви к Родине большой.

 Элла ПОДГОРНОВА, зав. Центром патриотизма ПБ

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.