Главная » Материалы » ОБРАЗОВАНИЕ » И храм знаний, и родной дом

И храм знаний, и родной дом

Школа…Всякий раз в сентябре воспоминания о ней всплывают в нашей памяти. Они разные – и хорошие, и не очень, как, впрочем, и сама жизнь.

Первоклассницей в далеком 61 году я пришла в Верх-Нейвинскую школу и проучилась в ней начальные четыре года. Так уж случилось, душа моя в ней и осталась. В ее стенах я освоила необходимые азы, была понята, принята, выпестована. Как и мои одноклассники, на первых учителей смотрела как на небожителей, внимая каждому их слову и тоскуя по ним в долгие каникулярные дни.

Фамилии и имена всех учеников 1 «А» класса помню и нынче, а первые школьные подруги – Тамара Путкова и Ирина Мельникова - до сих пор самые близкие.

Мне очень повезло: рядом с моей жизнью проходит и жизнь одной из первых учительниц – Клары Ивановны Бронниковой. Она – отличник народного просвещения, награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовое отличие». Эта удивительная женщина помнит «птенцов», вылетевших из ее классов во времена всей ее 46-летней педагогической деятельности! Она и по сей день следит за их судьбами и знает близких и про близких людей каждого! Всегда оптимистичная, доброжелательная и внимательная она ощущается мною как родной человек.

В пятый класс я пришла в одну из лучших школ нашего города – современную и красивую, с необычайно талантливым директором и сильным педагогическим коллективом. Все учителя были высочайшими профессионалами, знания нам давались основательные и подробные. При этом каждый из преподавателей был убежден, что в жизни нам придется воспользоваться именно его наукой. Добросовестно стремясь к воспитанию личности с широким кругозором, наши славные учителя не делили нас на физиков и лириков. Скидок на иной склад ума не полагалось, и спрос был не шуточный. Именно поэтому одноклассникам-гуманитариям долго снились кошмарные сны о незнании математических формул, а технарям - о погрешностях в грамматике.

Больше половины выпускников из класса получили высшее образование, однако из стен школы мы вышли с навешанными на нас учителями ярлыками неуспешных по их дисциплинам школьников, а значит, неуверенных в своих силах людей.

Мне еще предстоит узнать, какая она – школа сегодняшнего дня. Мне лишь известен один из современных постулатов: «школа должна учить учиться». Не спорю, но добавила бы – школа обязана давать каждому уверенность в себе. И еще. В ней должно быть тепло. Душевное тепло.

Вот что думают о школе советского периода наши учителя.

Маргарита Аркадьевна Вольпова, проработавшая в системе образования с 1953 по 2005 г., учитель высшей категории, отличник народного образования, награжденная медалью «За службу образованию». Основное в школе прежних лет, считает она, хорошо поставленное послевузовское образование учителя, мастерство оттачивалось постоянно и поэтому неуклонно росло. Сама она, имея университетское образование, предназначенное в то время для обучения студентов вузов, «навык и опыт работы в школе получила благодаря завучу», которая терпеливо учила ее премудростям преподавания в школе. Результатом этого явилась успешная педагогическая деятельность Маргариты Аркадьевны.

Кроме того, «школа советская была построена умно. В ней постоянно что-то внедрялось и на все государством не жалелось денег. Интересные идеи тут же переносились в классы, и это давало свои плоды. Не случайно советское образование считалось лучшим в мире. Советская школа знала и любила детей. Однако следует заметить, школа была перегружена материалом».

А вот мнение Клары Ивановны Бронниковой: «Раньше в распоряжении учителя были мел, доска, своими руками сделанные карточки и в лучшем случае диафильмы. Теперь - компьютеры и прочие технические новинки. Кому-то из учеников они доступны, а кому-то нет. Изменилось отношение учеников к учителю. Если раньше из 40 человек было два неслуха, то теперь их больше. Формирование отношения к педагогу во все времена идет от семьи. Прежде учителей открытками поздравляли с праздником все члены семьи, от руки подписывая их от каждого отдельно. Сейчас не то, прежнего уважения нет».

Какова школа нашего дня? Об этом размышляет Марина Николаевна Кабушко, работающая в общеобразовательной школе с 1979 года, награжденная знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Жизнь в школе как никогда – бурлящая и активная. Компьютерные технологии, технические новации способны дать огромный объем информации и не только в школе, но и в жизни вообще. Основным направлением сегодняшнего школьного образования является «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самообразованию и совершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимся социального опыта… Даже начальная школа учит детей ставить цели, озвучивать их и совместно с учителем искать пути их достижения».

Закончила она свои размышления главным выводом: «Дети в школе, конечно, по-прежнему – главное. Не будет их - не будет и школы».

 Эдик Аветисович Петросян, учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года 2014», лауреат премии губернатора Свердловской области 2012 г., победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006, 2010 и 2017 годах, считает, что «главная задача современной школы - не просто передача знаний. Школа должна научить учиться, готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни». Это возможно потому, что «учебный процесс построен так, что учащиеся из объектов учебной деятельности стали субъектами», с возросшей активностью во всех аспектах школьной жизни, благодаря «внедрению проектной и исследовательской деятельности ребят». Обучение в наши дни немыслимо без «оснащения школы высокотехнологичным учебным оборудованием, грамотных учебников, интерактивных пособий». Особые требования время предъявляет к учителю: «учитель современной школы – это, прежде всего, наставник, тьютор, который грамотно и умело сопровождает ученика, прививает любовь к своему предмету, учит важнейшим нравственным принципам и помогает определить будущее».

В заключение Эдик Аветисович отметил главное: «Школа должна быть не только храмом знаний, но и домом – уютным и родным, в который хочется приходить».

Мой разговор о школе я хочу завершить словами святого Иоанна Кронштадтского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце».

Татьяна ЖЕМЧУГОВА

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.