Главная » Материалы » ОБРАЗОВАНИЕ » Чтобы лучше понять историю

Чтобы лучше понять историю

В Новоуральском технологическом колледже 27 февраля в два захода прошла конференция «Семейная реликвия», днём выступили школьники и студенты среднепрофессиональных учебных заведений, вечером – детсадовцы.

  Мероприятие в этом году провели при грантовой поддержке Уральского электрохимического комбината; и участников было больше, чем на первой конференции в 2018-м, и были они уже не только местными. Приехали учащиеся Верхнесалдинского авиаметаллургического техникума Юлия Ермилова и Светлана Цепова, Илья Коцюруба из Высокогорского многопрофильного техникума, Анна Парахина и Алёна Никитина из нижнетагильского филиала Свердловского областного медицинского колледжа. С Алёной мне удалось пообщаться перед началом.

«Самым сложным было добиться, чтобы нам открыли архив краеведческого музея, найти там информацию», – говорит Алёна. Сведения будущая медсестра искала, правда, о реликвии не Никитиных. «Можно сказать, – пояснила она, – что колледж, в котором я учусь, – это большая семья. В наш музей принесли награду от сестёр милосердия, которые воевали в Первую мировую и Гражданскую войны…» (Об упомянутой выше награде и говорила на конференции участница из Нижнего Тагила.)

Были ещё студентки Нижнетагильского педагогического колледжа № 2 Елизавета Замарина и Мария Киян. Их и трёх новоуральцев записали в первую секцию. Туда же пошла и я, но прежде послушала Ольгу Ситникову из новоуральского филиала Свердловского областного медколледжа. Она выступала первой. В её семье – особое отношение к малоформатному зеркальному фотоаппарату «Зенит-Е». Купил его в 1970-м дедушка Оли, он любил фотографировать и внучку азам фотографирования научил. Четыре года назад фотоаппарат передали Оле, и теперь он хранится на её книжной полке. По мнению девушки, человек, который растёт в семье, где соблюдаются традиции, обязательно станет успешным.

Итак, первая секция. Пять участников. Уже представленные Лиза и Маша рассказывают о наградах: Замарины называют реликвией знак «За отличие в службе» I степени (награждён им отец Елизаветы, он воевал в Первую чеченскую, служил по контракту в автомобильном взводе), а в семье Киян ценят орден и медали прадеда Марии, который добровольцем пошёл на Великую Отечественную войну. «Истории наград интересны и своеобразны, – отметила Мария. – Любопытно было узнать, за что дают некоторые из них, интересно поработать с архивами». Тагильчанка подчеркнула, что для неё эта исследовательская работа – возможность сохранить память о роде.

Скромнее семейная реликвия Смирновых – обыкновенная деревянная ложка. Она, по словам Дмитрия, младшего Смирнова, принадлежала его прапрадеду Кузьме, многое повидала на своём веку и сильно потёрлась. Ложка служила не только для приёма пищи, но и как средство воспитания: только дети начинали баловаться за столом, дед Кузьма облизывал ложку и тихонько давал ею по лбу зачинщику.

Дима – пятиклассник школы № 40. Он считает: если реликвии нет, её нужно создать, придумать традиции, обычаи, реликвией может стать любая вещь, имеющая особое значение для семьи. «Это память о предках, истоки нашего духовного богатства… Моему дедушке Пете, – говорит Дима, – не раз попадало ложкой по лбу. Каждый раз, когда беру её, думаю о прапрадеде».

Через изучение семейной реликвии можно, убеждён студент Новоуральского технологического колледжа Матвей Алёнычев, лучше понять историю семьи, Родины. Сам юноша, выполняя работу, больше узнал о своих предках, которые от поколения к поколению передавали киотный крест. Есть у Алёнычевых ещё подстаканники и монеты – их Матвей также относит к семейным реликвиям.

 Помогала Матвею преподаватель НТК Татьяна Владимировна Сусекова. «Было трудно, – посетовала она, – найти студента, в семье которого хранилась бы семейная реликвия. Уходят, к сожалению, эти ценности. Это самое страшное. Хочется, чтобы они возрождались. Сама я занимаюсь историей города, краеведением. Мне это интересно, поэтому я предложила провести такую конференцию. Сегодня я очень радовалась за Людмилу Петровну Насонову, учительницу Димы Смирнова. Какая она молодец, сумела так подготовить пятиклассника! Дети сами немногое могут сделать, надо педагогу инициативу проявлять».

Всем педагогам, кстати, подготовившим ребят, вручили Благодарственные письма и сувениры. Поблагодарили и жюри. В его составе были главный специалист Управления образования Татьяна Николаевна Аленькина, член движения «Наш Новоуральск», эксперт Совета граждан страны Росатом НГО Вера Филипповна Ваганова, специалист комитета по делам молодёжи, семьи, спорту и социальным программам администрации НГО Ирина Владимировна Жакова, зампредседателя Совета граждан страны Росатом НГО Анна Валерьевна Кононенко, главный хранитель фондов Новоуральского историко-краеведческого музея Вероника Николаевна Лазарева, замдиректора Новоуральского историко-краеведческого музея по научно-просветительской работе Мария Викторовна Сергеева и член Общественной палаты НГО, председатель Родительского совета НГО, доцент НТИ НИЯУ МИФИ Дмитрий Викторович Широбоков.

– Во многих работах красной линией идёт тезис, что, не зная прошлого, мы не имеем будущего. Значимость данного мероприятия как раз в этом и заключается – молодое поколение должно знать семейные традиции, реликвии, знать обычаи русского народа… Впечатления хорошие. Работы хорошего уровня: и по исследовательской части, и по актуальности, и по сделанным выводам. Можно говорить, – резюмировал Дмитрий Широбоков, – что конференция удалась.

Мнением о конференции поделилась и Мария Сергеева. Она и сама, будь такая возможность, приняла бы в ней участие, показала бы свои реликвии. «У ребят, – заметила Мария Викторовна, – появляется возможность именно сейчас что-то узнать о семье, о родственниках, и это, наверно, самое ценное. В основном работы – с хорошим подходом к изучаемой теме, интересные. Думаю, ребята значительно расширили свой кругозор и передадут, что очень важно, полученные знания детям и внукам».

Работы жюри оценивало по балльной системе. Дополнительные ставили за неординарный подход к работе, оригинальность и грамотность представления, наличие исследовательской части. Обязательно нужно было указать причины возведения предмета в статус реликвии, привести интересные факты, материал должен был быть актуальным, структурированным и логически изложенным. В итоге дипломы I степени получили Светлана Цепова и Александр Герман.

Восьмиклассник гимназии № 41 Александр Герман и в прошлом году участвовал в конференции «Семейная реликвия», представлял портрет Иоанна Кронштадтского. На этот раз принёс икону «Чудо Георгия о змие». «Это память о дедушке, – говорит школьник. – Я был с ним очень близок, он меня многому научил. В нашей семье помнят и любят моего деда. Он был необыкновенным человеком, интереснейшим собеседником, увлекался историей, искусством, культурой. Его коллекции (дедушка собирал, в том числе, монеты и марки) бережно хранятся и тоже являются семейными реликвиями».

Работу Александр переделывал не раз.

– Первый вариант был реферативным. Обычно, – констатирует учитель истории и обществознания гимназии № 41 Ирина Михайловна Шумакова (она готовила Александра к конференции), – дети именно с этого начинают. Собрали много материала. Проблема была – выбрать... Я убеждённый атеист, а у Саши – иные взгляды. Мне интересен человек, у которого другое мировоззрение, другое видение. Он и в художественной школе занимается, сейчас хочет написать образ Георгия Победоносца в стилистике иконописи. Это здорово. Для этого проекты и делаются. Саша – прекрасный внук. У меня ощущение, что я сама теперь его деда знаю. Благодаря Саше я собственный дом пересмотрела, что-то переложила на более видное место. Конкурс замечательный. Большое спасибо руководству колледжа.

Среди четверых принявших участие в конкурсе дошколят места распределили таким образом: первое отдали Марии Цивилёвой (д/с № 35) и Денису Рубцову (д/с № 6), второе – Яне Жаковой (д/с № 41), третье – Анжелике Савинцевой (д/с № 35).

Екатерина ГИЛЯЗОВА

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.