Главная » Материалы » СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ » Правовой заслон теневым дельцам в фармбизнесе

Правовой заслон теневым дельцам в фармбизнесе

В «НГГ» № 17 опубликовано официальное сообщение прокуратуры области о проверке, проведенной правоохранителями в Новоуральске. Как и обещали, знакомим наших читателей с подробностями. Что послужило поводом для проверки, действительно ли «серые» препараты поступают в клиники других городов из Новоуральска, почему это происходит - на эти и другие вопросы отвечает Андрей Курьяков – начальник Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области.

- Как сказано в официальном сообщении, мы получили информацию из Краснодарского края, куда были поставлены три дорогостоящих препарата для лечения заболеваний суставов. Краснодарский территориальный орган Росздравнадзора обратил внимание на некоторое несоответствие в документах, где значилось, что компания, продавшая препарат,  находится в Новоуральске.

- Откуда у нас-то, за забором?

- И правоохранительные органы ни разу не слышали, что в городе находятся какие-то оптовые склады, с которых ведется продажа дорогостоящих препаратов по всей стране… Получив эту информацию, начали проверку, совместно с органами полиции вышли на указанный адрес. Оказалось: склад закрыт, персонала нет. Опросили соседних арендаторов. По их словам, какой-либо производственной деятельности на складе они не замечали. Установили собственника недвижимого имущества, тот сообщил: сдал помещение в аренду, кто в нем и чем занимается – не знает. Добытые в ходе надзорных мероприятий доказательства указывали на то, что на складе деятельность не осуществляется.

- Дальше, я понимаю, началась более тщательная проверка?

- Именно, начали предметно изучать лекарство, которым торгует организация. У дорогостоящих препаратов есть маркировка, номер - производители специально это делают, чтобы проследить путь от фармзавода до потребителя. Сделали запрос производителям – они такой препарат не выпускали. Следовательно, компания, зарегистрированная на территории Новоуральска, пыталась продать поддельный препарат в Краснодарские клиники. Как только это выяснилось, прокурор ЗАТО г. Новоуральск по поручению областной прокуратуры направил в следственные органы материалы и постановление в порядке ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где были отражены результаты проверки, свидетельствующие о наличии признаков преступления. По итогам доследственных мероприятий будет рассмотрен вопрос о возбуждении уголовного дела…

- По такой же схеме пытались поставить «серые» лекарства в онкодиспансер Екатеринбурга? Наша газета уже сообщала (см. «НГГ» за № 12) о том, что обнаружен ряд поставщиков дорогостоящих лекарств, работающих с грубым нарушением лицензионных требований.

- Да. Остановлюсь на той проверке подробнее. Прокуратурой области в августе 2017 года организована проверка в отношении ООО «Аргентум», собиравшегося во второй половине 2017 года поставить в ГБУЗ СО «Свердловский областной онкологический диспансер» крупную партию дорогостоящего химиопрепарата (примерно 800 упаковок на 20 млн. руб.).

На основании поступившей информации в аппарате прокуратуры области проведена рабочая встреча с представителями областных Управления ФСБ, ГУ МВД РФ, Территориального органа Росздравнадзора, Онкодиспансера, в ходе которой проанализированы риски поставки «лекарственного средства» от указанного общества в связи с низкой ценой лекарства, которая почти в 2 раза ниже зарегистрированной цены производителя. При этом по правилам 44-ФЗ препарат следовало приобрести именно у этой компании.

В случае поставки «серого» лекарственного средства жизни сотен онкологически больных женщин грозила смертельная угроза.

Опасность поставки такого препарата заключается в том, что формально никаких нарушений нет, препарат имеет заводскую упаковку, сопроводительные документы. Но фирма-поставщик не может объяснить происхождение препарата, её склады, указанные в лицензии, не функционируют, соответственно, нет гарантии соблюдения необходимых и достаточно жёстких условий хранения, а, следовательно, качества и эффективности химиопрепарата.

При этом, в отличие от многих иных лекарств, действие которых проявляется через непродолжительный период времени, действие химиопрепарата возможно заметить через месяцы приема. Провести выборочные проверки качества препарата при поставке в больницы достаточно затруднительно, учитывая значительную стоимость одного лекарства (от 40 тыс. руб.). Таким образом, данный вид грубейшего правонарушения имеет глубоко латентный характер.

 

Прокуратурой области в адрес ООО «Аргентум» направлено требование о предоставлении информации о лекарственных препаратах МНН «Трастузумаб», которые планируется поставить в медицинскую организацию в рамках контракта (в том числе с указанием серий и номеров упаковок, приложением сопроводительных документов, подтверждающих законность нахождения лекарства у ООО «Аргентум»); о планируемых датах поставки в ГБУЗ СО «Свердловский областной онкологический диспансер» данного лекарства в рамках состоявшегося аукциона и количестве упаковок; о лице, которое поставит лекарственный препарат в медицинскую организацию и его контактные данные (телефон, место жительства); о месте и условиях хранения обществом лекарственного препарата, при том, что по месту нахождения склада общества деятельность по хранению лекарств не осуществляется. А также прокуратурой разъяснена уголовная ответственность за поставку «серого» лекарства.

На требование прокуратуры ООО «Аргентум» не смогло предоставить информацию о правомерности приобретения и нахождения у него лекарственных средств и отказалось в одностороннем порядке от заключения контракта. Одновременно с этим в деятельности ООО «Аргентум» выявлены грубые нарушения лицензионных требований, в связи с чем прокуратурой Ревды в отношении ООО «Аргентум» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, судом назначен штраф в размере 100 000 руб.

Кроме того, данное общество по решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в связи с односторонним отказом от исполнения контракта 18.09.2017 г. внесено в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, благодаря слаженной работе органов правоохраны и здравоохранения региона были спасены жизни нескольких сотен женщин.

- Как с этим бороться?

- Указанные криминальные деяния (хищение препаратов из клиник и введение их в теневой оборот, подделка мед. документов на лекарства) в настоящее время расследуется в рамках двух уголовных дел, следственным путём собирается доказательственная база.

Для исключения подобных фактов впредь прокуратурой области совместно с областным Минздравом и УФАС разработаны положения в контракт медицинского учреждения, обязывающие поставщика подтвердить нахождение поставляемой партии товара на законных основаниях в первичном легальном гражданском обороте.

На основании этих разработок в апреле текущего года приказом Департамента госзакупок области утверждена типовая документация об аукционе в электронной форме, которая обязательна для использования заказчиками региона. Данная документация внедрена в Информационную систему в сфере закупок и опубликована на сайте «Информационная система в сфере закупок Свердловской области» (www.torgi.midural.ru, раздел «Заказчикам», подраздел «Формы документов».

- Эта поправка в механизм поставки лекарств работает?

- В Свердловской области работает. Когда наш опыт будет распространен на всю страну, контрафакту в медицине будет поставлен заслон. Я говорил об этом, выступая на рабочем совещании перед членами комитета Госдумы по здравоохранению. Получил понимание и поддержку. Совместная работа государственных органов в сфере борьбы с «серым» рынком лекарств в настоящее время продолжается.

 

Вопросы задавала Надежда СТАХЕЕВА

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.