Главная » Материалы » АКТУАЛЬНО » Куда исчезли показания приборов учета?

Куда исчезли показания приборов учета?

Ситуация в жилищно-коммунальной сфере России, как и Новоуральска, накаляется с каждым новым изменением в законодательстве. Но, как говаривал незабвенный В.С.Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Вот и в нашем городе случилось то,  что случилось: жители оказались заложниками амбиций (в основном финансовых) руководства УЖК «Новоуральская», да и остальных управляющих компаний, которые следуют в ее фарватере.

Хочется рассказать читателям газеты, что же говорят о принятых новшествах законодательные акты (Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., в ред. постановления №1498 от 26.12.2016 г.), и уж каждый для себя пусть решает, обманули его или же нет.

С первого января 2017 г. вступило в действие Положение о переносе платы за общедомовые нужды (ОДН) из графы «коммунальные услуги» в графу «жилищные услуги» (ст. 154 ЖК РФ). Напомню, что в ОДН входит потребление коммунальных ресурсов для обслуживания мест общего пользования.

Постановлением Правительства №1498 от 26.12.2017 г. было определено, что плата за ОДН производится по нормативам, установленным на 1.11.2016 года, чем и воспользовалось руководство УЖК «Новоуральская», применив данное положение ко всем без исключения домам города.

Однако большинство многоквартирных домов (МКД) города имеют общедомовые приборы учета (ОДПУ). Расчет по показаниям ОДПУ в 2016 году показал, что практически все дома потребляют на ОДН объемы коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электроэнергия) значительно меньше установленного норматива. Более того, иногда сумма показаний индивидуальных счетчиков в квартирах выше показаний ОДПУ. Происходит это потому, что в квартирах, не имеющих приборов учета, начисления производятся по установленным нормативам  и с начислением штрафа 50% к нормативу.

УЖК «Новоуральская», приняв решение о начислении платы за ОДН ко всем МКД без исключения (в том числе, повторяю, и имеющим ОДПУ), решила для себя две важных задачи.

Первая. Исключила из цепочки расчета платы за ОДН общедомовые приборы учета, которые, между прочим, принадлежат собственникам в МКД.

Вторая. Обеспечила себе дополнительный доход в результате увеличения суммы оплаты за ОДН с каждой квартиры. По некоторым прикидкам – до 100 рублей в месяц, или 1200 рублей в год с каждой квартиры (в домах, имеющих ОДПУ).

Как мне кажется, именно такой доход в соответствии с Гражданским кодексом РФ считается необоснованным обогащением.

Мне глубоко безразлично, где будет плата за ОДН: в составе жилищных или коммунальных услуг, но вот то, что она должна быть по факту потребления, это ясно как божий день. И об этом говорят Правила №354 от 06.05.2011 г., утвержденные Правительством РФ с изменениями от 26.12.2016 г. за №1498, и Письмо Министерства строительства и ЖКХ №4275 от 16.02.2017 г. за подписью А.В.Чибиса, которое и дает разъяснения по применению Правил №354 (пункт 3 Постановления) при наличии в МКД общедомовых приборов учета.

Я так подробно расписываю порядок начисления платы за ОДН и даю ссылки на документы потому, что среди жителей оказалось неожиданно много любителей требовать доказательств и  фактов.

Обратимся к Правилам №354. Итак, исполнитель (УЖК) обязан:

- «…использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электроэнергии, установленных в соответствии с п.п.Е (2) п.32 при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими правилами» - Пункт 31, подпункт Ж(1).

Потребитель обязан:

- «…в целях учета потребленных коммунальных ресурсов использовать коллективные (общедомовые) приборы учета…» - пункт 34, подпункт 2.

В соответствии с п.44 «размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета… определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к настоящим Правилам». Чуть ниже мы рассмотрим эту формулу.

При этом распределяемый между потребителями объем коммунальных услуг, предоставленный на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальных услуг, рассчитанного исходя из нормативов потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Чтобы было понятно человеку, несведущему в Правилах, приведу формулу расчета объема коммунального ресурса на ОДН.

Vодн = (Vд-ΣVпу- ΣVn)*Si / Sд, где

Vодн – объем, подлежащий распределению на общедомовые нужды,

Vд – объем коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета,

ΣVпу - объем (суммарный) по показаниям индивидуальных приборов учета в квартирах,

ΣVn - объем (суммарный) по нормативу в квартирах, не имеющих индивидуальных приборов, установленный Региональной энергетической комиссией Свердловской области,

Si – площадь  квартиры,

Sд – площадь МКД (общая),

В соответствии с пунктами 45 и 46 Правил №354 плата потребителям не начисляется, если Vодн равен или меньше 0. Практически во всех домах в городе по горячей воде правая часть формулы равна  или больше левой.  То есть излишняя плата потребителям не должна начисляться.

Таким образом, делаем очень простой вывод: УЖК грубо нарушает Правила №354 и собирает с жителей города излишние средства, что запрещено законом.

Обращаемся к разделу XVI Правил, где прописана ответственность исполнителя (УЖК) за нарушения:

п.149 «Исполнитель несет установленную законодательством РФ административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:  убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с настоящими Правилами»;

п.155 (1) «В случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами...»  Исполнитель (УЖК) не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку и в случае нарушения вернуть потребителю переплату и выплатить штраф.

Права жителей защищены законом,  в данном случае даже в суд не нужно обращаться.

У кого остались вопросы по данной публикации, звоните: 7-45-48. С удовольствием помогу каждому.

Анатолий ГРАЧЕВ, зампредседателя Новоуральского антикоррупционного комитета..

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.