Главная » Материалы » АКТУАЛЬНО » «Дорожная карта»

«Дорожная карта»

«Дорожная карта»

как средство реализации майских Указов (2012 года) Президента о повышении эффективности здравоохранения

 

Во исполнении этого Указа Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2599-р 28 декабря 2012 года утвержден план мероприятий (так называемая «дорожная карта»), который называется «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». А 29 декабря прошлого года вышел приказ Минздрава России № 1706, которым утверждены методические рекомендации по разработке в каждом субъекте РФ своей «дорожной карты». Мы попросили заместителя начальника ЦМСЧ № 31 по амбулаторно-поликлинической помощи и промышленному здравоохранению, и.о. заведующего городской поликлиникой В.М.Ридингера прокомментировать эти документы, и он рассказал, что ждет новоуральцев, как и всех пациентов страны, в ближайшем будущем в области здравоохранения.

- Принципы грядущих изменений едины для всей страны. У нас в России должна быть сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи для каждого человека. Первый уровень – это первичная медико-санитарная помощь. Это поликлиника по месту жительства, участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт. Второй уровень – межмуниципальный. Это значит, что на территории должны быть созданы межмуниципальные центры, которые будут обслуживать жителей нескольких районов области. Третий уровень - региональный или областной. Это оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

- Как это выглядит на деле?

- На деле это выглядит так. Пациент обращается в учреждение здравоохранения по месту жительства, где ему оказывают необходимую помощь. Если на уровне поликлиники, фельдшерско-акушерского пункта, участковой больницы оказать помощь не могут, его направляют в межмуниципальный центр, где врачи опытнее и выше уровень диагностики. Если и тут помочь не получается, пациента направляют в областную больницу.

- И для нас, новоуральцев, будут действовать эти три уровня?

- Что касается нас, то мы минуем второй этап: наш уровень диагностики и лечения соответствует требованиям, предъявляемым к межмуниципальному центру. Все, что можем, делаем здесь, если пациент нуждается в высокотехнологичной медицинской помощи, он едет либо в областную больницу, либо в учреждения ФМБА России.

В других городах области, в Невьянске например, уровень центральных районных больниц не соответствует требованиям, предъявляемым к межмуниципальным центрам. Поэтому там действуют все три уровня.

Учитывая, что мы в течение последних лет работали в рамках модернизации городского здравоохранения и больше чем на 200 млн. получили оборудования. Это в основном диагностическое оборудование. Думаю, и дальше мы будем работать на уровне межмуниципального центра, и пациенты будут получать качественную медицинскую помощь.

- Виталий Матвеевич, для наших сельских населенных пунктов тоже два уровня будут действовать, как там люди будут лечиться?

- В «дорожной карте» о помощи жителям сельских населенных пунктов говорится особо. Там совершенствование медико-санитарной помощи должно быть направлено на сохранение и развитие фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, офисов общей врачебной практики, на расширение выездной работы в составе врачебных бригад. И, что хотелось бы подчеркнуть, на реорганизацию участковых больниц во врачебные амбулатории с организацией службы общеврачебной практики и дневного стационара.

- Чем нам это грозит?

- Нам это не грозит – можно считать это свершившейся практикой. У нас совпали два события. Документы четко говорят: все участковые больницы (это больницы в сельской местности, имеющие круглосуточный стационар) должны стать врачебными амлубаториями.

В чем главный недостаток участковой больницы вообще? Это практически невозможность проведения консультаций специалистов. Это, как правило, один врач-терапевт, отсутствие диагностической базы и возможности круглосуточного врачебного наблюдения.

Врачебная амбулатория – это дневной стационар. Пациенты пришли утром, врач их осмотрел, назначил лечение, они его получили и пошли спокойно домой. В случае необходимости диагностики, они ее получат на базе нашей больницы. Это во-первых.

Во-вторых. Тепловые сети сельских территорий переданы в ведение области – Коммунэнерго. Поэтому на сельских территориях отключено горячее водоснабжение. Мы в условиях отсутствия горячей воды не можем обеспечить выполнение санитарных норм и правил. Прежде всего это касается пищеблока. Поэтому с 1 июня у нас прекратил функционировать круглосуточный стационар участковой больницы. Там будет работать стационар дневной. Лечение пациенты получат в полном объеме. А те, которые действительно нуждаются в круглосуточном стационаре, будут госпитализированы в стационар города.

- С чем связано появление «дорожной карты»? Что еще кроется за «изменениями… направленными на повышение эффективности здравоохранения»?

- Как указано в Распоряжении Правительства РФ, к 2018 году планируется изменить структуру расходов на содержание лечебных учреждений. Сокращаются расходы на круглосуточный стационар и на оказание скорой медицинской помощи. Эти деньги должны перейти на дневной стационар и на поликлинику.

- То есть: объем финансирования тот же, просто деньги перераспределяются?

- Совершенно верно… Причем отдельно выделено такое понятие, как оказание медицинской помощи неотложных форм в амбулаторных условиях. Люди в возрасте помнят, что раньше при каждой поликлинике была так называемая неотложка. Правительство и Минздрав Российской Федерации возвращаются к хорошим традициям. Поэтому у нас в поликлинике (очень надеемся, что с 1 августа) будет функционировать отделение неотложной помощи. Будут работать врачи, будет автотранспорт, и пациент, который нуждается в помощи на дому, будет звонить либо в «скорую», либо в неотложку. А диспетчер по приему вызовов уже будет разграничивать: пациент нуждается в скорой или в неотложной помощи.

- А как самому определить, в какой помощи нуждаешься?

- В чем разница? «Скорая» - это прежде всего оказание помощи вне дома (улица, общественное место, дорога).Это оказание помощи при тяжелых состояниях (травма от ДТП, сердечный приступ вне дома). Норматив для «скорой» - не более 20 минут от момента приема вызова до приезда на место… У нас в России «скорую» иногда ждут по два часа. По одной простой причине: «Скорая» ездит на вызовы, которые обслуживать не должна. От 30 до 60% в разных регионах – это непрофильные вызовы, потому что по закону пациенту в приеме вызова отказать нельзя. Поэтому и едут на температуру 37. В свете новых документов сейчас такие вызовы будут обслуживать бригады неотложной помощи. У них норматив – два часа от момента приема вызова до появления врача у пациента.

- Есть какая-то статистика, какова в общей массе вызовов доля работы именно неотложки?

- Мы посчитали, по городской поликлинике (в зависимости от месяца) – от 47 до 63%. Наши участковые врачи по сути выполняют функции службы неотложной помощи. Врачу некогда заниматься плановой работой… У нас есть, например, люди, которые передвигаются только в пределах квартиры. Нужно такому пациенту выписать рецепт, какое-то направление. Конечно, такие вызовы будут обслуживаться участковыми терапевтами. За счет того, что общее количество вызовов на участкового врача снизится, мы очень надеемся, участковый сможет заняться плановой работой: осмотром диспансерных больных, прививками.

Что это нам дает? Во-первых, повысится качество медицинской помощи. Во-вторых, мы сможем увеличить время на приеме у врача. На сегодня окулисту на прием пациента отводится шесть минут, а хирургу – пять! Только раздеться и одеться. За это время врач должен больного осмотреть, поставить диагноз, назначить лечение, пациенту это все проговорить так, чтобы он понял, а потом все записать так, чтобы это устроило экспертов страховой компании, прокуратуру и т.д., и т.д, и т.д.

Я цитирую министра здравоохранения РФ Веронику Скворцову. На 1-м съезде врачей страны осенью прошлого года в своем программном выступлении она сказала следующее: профилактическая работа в структуре рабочего времени любого врача должна занимать до 30%, время на прием одного больного в поликлинике должно быть увеличено»...

Как увеличить время на прием одного больного и при этом обеспечить доступность медицинского обслуживания? Вопрос очень сложный.

- И все-таки, возможно ли это?

- Чтобы хотя бы сохранить доступность на имеющемся уровне при увеличении времени на прием одного пациента, нужны врачи. Кадровая проблема в стране и у нас в городе никуда не делась. Но при этом из уст первых лиц государства звучит информация о том, что системы распределения студентов не будет. Советуют привлекать контрактников, давать целевые направления. Это все здорово, это все делается. Но человек, получивший целевое направление в медицинский институт или академию, вряд ли вернется в тот же населенный пункт. Его нельзя заставить вернуться. Поэтому возможности улучшить кадровую ситуацию в стране в целом я не вижу.

- Как и чем наша ЦМСЧ привлекает молодые кадры?

- Надо отдать должное администрации нашей медсанчасти, администрации города, они идут нам навстречу. Самая главная проблема для молодых врачей – жилье – решается. У нас еще ни разу не было отказа в предоставлении служебного жилья приезжающим специалистам. Да, служебное, но это не комната в общежитии, не съемное жилье. Практически все трудоустроены по специальности – мы прислушиваемся к их пожеланиям. Кроме того, у нас зарплата выше, чем средняя в сфере здравоохранения области. В той же «дорожной карте» сказано, что в 2018 году зарплата врача должна в два раза превышать среднюю по региону. А зарплата фельдшера, медсестры должна равняться средней зарплате по региону. Мы идем с опережением, сегодня – на уровне 2015-1016 года. Естественно, администрация ЦМСЧ предпринимает все усилия, чтобы зарплата не упала.

- Какие еще изменения ждут наше здравоохранение?

- С 2016 года начинается аккредитация всех медицинских работников. Сейчас лицензию на осуществление медицинской деятельности получает юридическое лицо – медсанчасть, больница, поликлиника. С 16-го года, планируется, каждый человек, имеющий медицинское образование, оказывающий медицинскую помощь, проходит аккредитацию – то есть проверяется его личное соответствие требованиям к специалистам, занимающимся медицинской практикой. Каждый медицинский работник будет нести личную ответственность за качество оказываемой им медицинской помощи, своим карманом будет отвечать за качество своей работы. По закону все судебные иски будут предъявляться уже конкретно врачу, а не медицинскому учреждению, как это происходит сейчас.

- На ваш взгляд, это повысит качество медицинского обслуживания?

- Думаю, повышение таким образом личной ответственности каждого за свою работу все-таки даст результаты. И работа ЦМСЧ № 31 по «дорожной карте» в конечном итоге приведет к улучшению качества медицинского обслуживания новоуральцев, а акцент оказания помощи будет перенесен в те подразделения, где пациенту удобнее быстрее эту помощь получить.

 

Изменениями в здравоохранении интересовалась

Надежда СТАХЕЕВА

 

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Опрос

Знаете ли вы своего депутата?
Да, знаю.
Знаком лично.
Не знаю.
Не голосовал.